Результаты реализации проекта

ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ИННОВАЦИОННОГО ПРОЕКТА

Тема инновационного проекта: Внедрение модели формирования читательской компетентности учащихся в процессе сетевого взаимодействия

(сроки реализации: 2016-2019)

Адрес опыта: Государственное учреждение образования «Гимназия №2 г. Слуцка»

Характеристики опыта

Описание характеристик опыта

  1.  

Автор опыта

Гурбо Ирина Александровна, заместитель директора по учебной работе

  1.  

Актуальность опыта реализации проекта

Актуальность данного инновационного проекта обусловлена снижением у учащихся читательской компетентности, что не позволяет им справиться с заданиями, где требуется интегрировать и интерпретировать информацию, анализировать и оценивать содержание.Об этом свидетельствуют результаты республиканского мониторинга, проведенного в 2014/2015 учебном году, по изучению уровня сформированности у учащихся V, VIII классов читательских умений.Вместе с тем, важность формирования и развития читательской культуры учащихся определяется и необходимостью подготовки к мониторинговой программе PISA, основной этап исследования которой прошёл в Республике Беларусь в 2018 году.

            Реализация инновационного проекта позволила поменять подходы к обучению в соответствии с требованиями времени, повысить практическую направленность обучения, сформировать у учащихся умение работать с текстами в разных знаковых системах, тестом, который оценивает грамотность школьников в разных странах мира и умение применять знания на практике.

            Целесообразность реализации проекта продиктована факторами, детерминирующие изменения в социокультурной ситуации, а также одной из приоритетных конкретных задач системы образования Республики Беларусь – развитие читательской компетентности. Эффективным средством является сетевое взаимодействие субъектов образовательного процесса, которое способствует развитию субъектов образовательного процесса.

  1.  

Идея проекта

Создание условий для формирования читательской компетентности учащихся посредством использования методики формирования читательской компетентности в процессе сетевого взаимодействия на второй и третьей ступенях общего среднего образования.

  1.  

Результаты реализации проекта

Результаты диагностики читательской грамотности учащихся VIII класса (3 года в инновационном режиме)

Задания к тексту

 

VI класс

VII класс

VIII класс

2016/2017

«Граффити»

2017/2018

«По маршруту вдоль реки»

2018/2019

«Праведный судья»

найти информацию, заданную в явном виде

38,6 %

86,3%

88,3%

умения интегрировать и интерпретировать информацию

82,3%

79,8 %

84,8 %

анализировать и оценивать содержание текста

41,5%

52,9%

60,9%

Результаты диагностики читательской грамотности учащихся X класса (3 года в инновационном режиме)

Задания к тексту

 

VIII класс

IX класс

Xкласс

2016/2017

«Праведный судья»

2017/2018

«Подарок»

2018/2019

Трансгенные продукты:есть или не есть?

найти информацию, заданную в явном виде

73,7 %

82,4%

89,7%

умения интегрировать и интерпретировать информацию

26,3%

72,8 %

78,3%

анализировать и оценивать содержание текста

56,2 %

76,4%

87,5%

Результаты выполнения республиканской контрольной работы по учебному предмету «Белорусский язык» в X классе (приказ Министерства образования Республики Беларусь от 17.09.2019 № 695):

Высокий уровень – 1учащийся (7,8%) , достаточный уровень -11 учащихся(84,6 %), средний уровень – 1 учащийся (7,8%), что соответствует четвертным отметкам.

Республиканская олимпиада по читательской компетентности «Читатель+» (8 дипломов)

Победители IIэтапа республиканской олимпиады

2016 год - 8 учащихся: Vкл. – 2 диплома Д1, VI кл. – 2 диплома Д1, X кл. – Д2, Д3, VII кл. –Д1, VIII кл. – Д1

2017 год - 6 учащихся: VIкл. –Д1, Д2, VII кл. -Д1, X кл. –Д2, XI кл. – Д2, Д2

2018 год - 3 учащихся: XI кл. – Д1,V кл. –Д1,VIII кл. –Д3

III этапа республиканской олимпиады по учебному предмету «Белорусский язык и литература»

2017 год - 9 место – XI кл.

2019 год - 8 место - XIкл.

Международные учебные сетевые проекты при поддержке «IntelEducationGalaxy»Гродненского государственного университета имени Янки Купалы.

«Миллион приключений», VI класс

«Детективное агенство мистера G»,VII класс

Сетевой квилт

«Там, на неведомых дорожках…», IV,V классы

Веб – квест по книге А.Жвалевского и Е. Пастернак (Парк высоких технологий)

«Время всегда хорошее», VI, VII классы

Литературные квилты

«СтихиЯ», посвящённый Марине Цветаевой, (инициатор Острошицкая школьная библиотека)

«Рождественские истории», "Читаем о войне", организатор ГУО «Средняя школа №5 г.Солигорска имени Героя Советского Союза В.И.Козлова»

«У краіне райскай птушкі» па творчасці Я.Маўра, «Горкі ліпавы мёд» па творчасці А.Васілевіч, «Афганская шкатулка», организатор ГУО “Гимназия №2 г. Слуцка», Зубович Т.А.)

Онлайн - квест «PRA Беларусь», X,VII классы, организатор ГУО «Средняя школа № 3 г. Добруша»

Районный конкурс работ исследовательского характера- 6 работ

Дистанционная олимпиада по учебному предмету «Белорусский язык», проводимая БГПУ им. М.Танка – 2 учащихся -Д2, Д1,

Дистанционная олимпиада по учебному предмету «Белорусский язык» на сайте “Падабайкі.ву” (г Зельва) – 20 учащихся – 8 дипломов

Проект «Студент БГУ на неделю»

Конкурсы «Журавлик», «Буслік»» - 120 учащихся

Международная Акция «Читаем детям о войне» (Самарская областная детская библиотека)

Творческий конкурс юных чтецов «Жывая класіка»

Акция «Чытаем з Velcom»

XXI Белорусский молодёжный  конкурс сочинений эпистолярного жанра «Вообрази, что ты советник нового Генерального секретаря ООН. Какую глобальную проблему ты помог(-ла) бы ему решить в первую очередь?» 2017 год - 2 диплома – Д2, Д3

Республиканский конкурс «Слово в переплёте», посвящённый 500-летию книгопечатания (районный этап) - 3 диплома – Д1, Д2

Культурно-образовательный проект «Прикоснёмся к Достоевскому: читаем, смотрим, размышляем» - Сертификат участника

  1.  

Предоставление опыта реализации проекта

Методические мероприятия

Обучающий семинар в рамках работы районной опорной школы по работе с одарёнными учащимися «Сетевое взаимодействие в работе учителя – филолога для повышения профессионального мастерства педагогова», Зубович Татьяна Антоновна, Гурбо Ирина Александровна, 2018

Семинар-практикум в рамках работы районной опорной школы по работе с одарёнными учащимися«Современные инструменты учителя в работе с учащимися», Зубович Т. А., учитель белорусского языка и литературы, Гурбо Ирина Александровна,заместитель директора по учебной работе, 2019

Международная научно-практическая конференция«Образование-Креатив-Инновации»

Выступление «Сеткавае ўзаемадзеянне ў рабоце настаўніка –філолага: літаратурны квілт», Зубович Т. А., учитель белорусского языка и литературы, 2018

ОРЦИТ “Поиск”, Слуцкий район

Семинар-практикум «Современный методический инструментарий учителя –филолога в работе с одарёнными учащимися», Зубович Т. А., учитель белорусского языка и литературы, 2019

Выступление на НПК с международным участием «Организация проектной и исследовательской деятельности учащихся», «Прыёмы, метады і формы работы з літаратурным творамяк сродак фарміравання дзейснага чытача», Зубович Т. А., учитель белорусского языка и литературы, 2019

XVIII Республиканская выставка научно-методической литературы, педагогического опыта и творчества учащейся молодёжи в рамках Года малой родины (2019)

Питчинг-сессия педагогов-новаторов «Инновация региона – перспектива успеха (эффективные инструменты для достижения больших результатов)», Зубович Т. А., учитель белорусского языка и литературы

СМИ:

«Настаўніцкая газета»: Зубович Т.А., учитель белорусского языка и литературы, «Міжшкольны факультатыў: працаваць цікава, творча, вынікова» 11.11.2017

«Образование Минщины»: Зубович Т.А., учитель белорусского языка и литературы,«Літаратурны квілт», 2018, №5, с.65

«Роднае слова» : Зубович Т.А., учитель белорусского языка и литературы.Факультатыўны занятак «Утварэнне і правапіс складаных слоў», 6 клас, 2019, № 4, с.53

Сборник материалов Международной НПК «Образование-Креатив-Инновации», Зубович Т.А., учитель белорусского языка и литературы, публикация «Сеткавае ўзаемадзеянне ў рабоце настаўніка –філолага: літаратурны квілт», 12.12.2018

Сборник материалов НПК с международным участием «Организация проектной и исследовательской деятельности учащихся», 29-30.04.2019, МОИРО, Зубович Т.А., учитель белорусского языка и литературы. Публикация «Прыёмы, метады і формы работы з літаратурным творамяк сродак фарміравання дзейснага чытача», 2019

Гурбо И.А., заместитель директора по учебной работе, «Использование проектной деятельности для развития коммуникативных компетенций учащихся при изучении немецкого языка», 2019

Областной конкурс для педагогов «Педагогическая IT – мозаика» (2018 - Диплом III степени, 2019 - два сертификата участника)

  1.  

Распространение

опыта реализации проекта

Google - сайт для учащихся VII, VIII, X, XI классов «Вучымся з цікавасцю», учитель белорусского языка и литературы Зубович Т.А.

На сайте размещены литературные квилты для уроков белорусского языка и литературы. Учащихся VII-XI классов посещают Google – Class (нужен доступ к классу) и выполняют тестовые задания по белорусскому языку и литературе.