Советы психолога

 

+375 17 311-00-99 - экстренная психологическая помощь (круглосуточно, анонимно, бесплатно),

8 029 899 04 01 - (МТС, Telegram, Viber, WhatsApp), +375 (29) 101-73-73 (А1)

8017 270 24 01

8017 263 03 03 - "Телефон доверия" для детей и подростков

8(801) 100-16-11 - детская телефонная линия (круглосуточно, анонимно, бесплатно).

Республиканский центр психологической помощи +375 17 300-10-06 (анонимно).

Телефон "Доверие" Слуцкий ТЦСОН -2-54-96, телефон круглосуточного доступа в кризисную комнату 80257539293

Центры, дружественные подросткам JUNIOR.MEDCENTER.BY (информация о всех центрах, дружественных подросткам, которые оказывают психологическую помощь бесплатно, анонимно и конфиденциально).

Психологическая поддержка детей, пострадавших от насилия и свидетелей наличия, а также их родителей (консультирование осуществляется через чат-бот Телеграм @plecho_druga_bot)

Дорогие ребята!

Зародилось много «мифов» о педагогах-психологах. Хотелось бы их развеять.

Предлагаю Вам взглянуть на работу педагога-психолога по-новому:

Миф 1. «Педагог-психолог – тот, кто работает с психами. Педагог-психолог и психиатр - одно и то же».
Правда: Врач-психиатр - это специалист в области лечения психических заболеваний (например, шизофрения). Использует преимущественно медикаментозные методы лечения (лекарства, таблетки).
Педагог-психолог - специалист, который консультирует ЗДОРОВЫХ людей в ситуациях затруднения в различных сферах жизни (проблемы в учёбе, семейные отношения, отношения в коллективе, отношения между детьми и родителями, проблемы в общении, выбор жизненного пути, саморазвитие, конфликтные ситуации и многое другое).
 ПСИХОЛОГ – НЕ ВРАЧ, ОН НЕ СТАВИТ ДИАГНОЗА, НЕ ЛЕЧИТ.

Миф 2«К педагогу-психологу приходят только слабые и глупые люди, которые сами не могут решить свои проблемы».
Правда: К психологу обращаются люди, которые ощущают потребность что-то изменить, разрешить проблему и найти верный путь в жизни. Психолог готов быть рядом, когда вам тяжело. Это человек, обладающий профессиональной информацией, но без готовых ответов на все случаи жизни, ведь каждый случай индивидуален. Поэтому психолог лишь подскажет и поможет, а решение всегда останется за вами.

Миф 3«Если ты обратился к школьному педагогу-психологу - об этом станет известно всей школе».
Правда: основное правило работы психолога, и особенно школьного психолога -КОНФИДЕНЦИАЛЬНОСТЬ. Никто без вашего согласия не узнает, с каким вопросом вы обратились к психологу, о содержании вашей с ним беседы, а зачастую даже и о самом факте вашего обращения. Это же касается и результатов психологического тестирования, которое проводится в школе. О ваших конкретных результатах знает только психолог. Классному руководителю предоставляются материалы в обобщённом виде (напр. так: 70% учеников класса выполнили тест с высокими показателями; 30% - со средними и т. д.).

Вопросы, по которым можно и нужно обращаться к школьному психологу
1. Трудности в учёбе.

Некоторые ребята учатся не так хорошо, как им хотелось бы. Причин тому может быть масса. Например, не очень хорошая память или рассеянное внимание или недостаток желания, а может быть проблемы с учителем и непонимание, зачем всё это вообще нужно. На консультации мы постараемся определить, в чём причина и каким образом это исправить, другими словами попробуем найти, что и как необходимо развивать, чтобы учиться лучше.

2. Взаимоотношения в классе.

 Есть люди, которые запросто находят контакт с другими, легко общаются в любой, даже незнакомой компании. А есть такие, которым сложно знакомиться, сложно строить хорошие взаимоотношения, находить друзей и просто чувствовать себя легко и свободно в группе или классе. С помощью педагога-психолога можно найти способы и личные ресурсы, изучить приёмы для построения гармоничных отношений с людьми в самых разных ситуациях.

3. Взаимоотношения с родителями.

Иногда бывает так, что теряются общий язык и тёплые отношения с нашими самыми близкими людьми - с родителями. Конфликты, ссоры, отсутствие взаимопонимания - такая ситуация в семье обычно приносит боль и детям, и родителям. Некоторые находят пути решения, а другим это сделать достаточно трудно. Педагог - психолог расскажет вам о том, как научиться строить новые отношения с родителями и научиться понимать их, и как сделать так, чтобы и родители понимали и принимали вас.

4. Выбор жизненного пути

 Уже начиная с восьмого класса многие задумываются о будущей профессии и вообще о том, как бы они хотели прожить свою жизнь. Если вы не уверены, каким путём вы хотите пойти, всегда есть возможность пойти к педагогу - психологу. Он поможет вам осознать свои мечты, желания и цели, оценить свои ресурсы, склонности и способности и понять (или приблизиться к пониманию), в какой сфере (сферах) жизни вы хотите реализоваться.

5. Самоуправление и саморазвитие.

Наша жизнь настолько интересна и многогранна, что постоянно ставит перед нами массу задач. Многие из них требуют недюжинных усилий и развития в себе самых разнообразных личностных качеств, навыков и умений. Можно развивать навыки лидерства или навыки ведения спора, логическое мышление или творческие способности. Улучшать свою память, внимание, воображение. Можно учиться управлять своей жизнью, ставить цели и эффективно достигать их. Педагог-психолог - человек, который владеет технологией развития тех или иных качеств, навыков и умений и с удовольствием поделится этой технологией с вами.

«ТЕЛЕФОНЫ ДОВЕРИЯ» В БЕЛАРУСИ:

развернуть
 

Код

Телефон

Время работы

Минск:

для взрослых

8 017

290 44 44

круглосуточно

 

8 017

290 43 70

круглосуточно

для детей и подростков

8 017

246 03 03

круглосуточно

Минский областной клинический центр "Психиатрия - наркология"

8 017

202 04 01

круглосуточная служба экстренной психологической помощи "Телефон доверия"

 

8 029

899 04 01

Минская область:

Борисов

8 01777

92 62 85

15 00 -1700

Вилейка

8 01771

5 14 98

8 00 - 16 00

Молодечно

8 01773

5 46 44

20 00 8 00

Слуцк

8 01795

5 53 33

8 00 - 18 00

Солигорск

8 0174

22 11 22

9 00 - 16 00

Жодино

8 01775

3 51 02

13 00 - 15 00

Брестская область:

Брест

8 0162

40 62 26

круглосуточно

 

8 0162

20 15 55

круглосуточно

Барановичи

8 0163

41 60 80

9 00 - 17 00

Витебская область:

Новополоцк

8 0214

37 13 75

8 00 - 20 00

Полоцк

8 0214

43 22 20

8 00 - 20 00

Орша

8 0216

21 00 19

8 00 - 20 00

Витебск

8 0212

61-60-60

круглосуточно

Гомельская область:

Гомель

8 0232

37 91 91

8 00 - 24 00

Гродненская область:

Гродно

8 0152

170

8 00 - 24 00

Могилевская область:

Могилев

8 0222

47 31 61

круглосуточно

 

8 0222

22 26 81

8 00 - 20 00 (будни)

Бобруйск

8 0225

43 40 24

круглосуточно

свернуть

Что за зверь кибербуллинг и как его победить?

26.01.2023
развернуть

Компьютерная зависимость. Игромания

19.01.2023
развернуть

Памятка для учащихся по разрешению проблемных ситуаций

01.11.2022
развернуть

1. Ориентация в проблеме. Здесь важно помнить. Проблемы есть у всех, если у вас есть проблема - вы нормальный человек! Многие люди имеют сходные проблемы, вы не одиноки! Не избегайте столкновения с проблемами, пытайтесь их решать - это в ваших силах! Первая идея не всегда самая лучшая, прежде чем начинать действовать остановитесь и подумайте! При желании вы можете изменить себя и разрешить любые проблемы. Прислушивайтесь к своим чувствам, они первые дадут сигнал о том, что что-то идет не так! Чем раньше вы обнаружите проблему, тем оперативнее сможете ее решить!

2. Определение и формулирования проблемы. Для того чтобы лучше понять суть проблемы опишите ее по следующим характеристикам: "кто, что, почему, где и как". Остановитесь, подумайте и опишите проблему и свои цели. Ясно и конкретно опишите все доступные факты! Отделите доступную от скрытой информации и факты от предположений! Исследуйте факторы и обстоятельства, создающие проблемную ситуацию (препятствия и конфликты). Точно определите свои цели, разделив их на рациональные и иррациональные.

3. Генерирование альтернатив. Не критикуя и не оценивая выдвигайте как можно больше вариантов решения проблемы, - они должны быть конкретными и логичными! Пробуйте комбинировать и улучшать идеи.

4. Принятие решения. Оценка возможных решений. Критерии:

  • Какова вероятность, что этот вариант поможет добиться цели?
  • Какова вероятность, что я смогу воспользоваться этим решением наилучшим способом?
  • Оценка последствий. Личные последствия - время, усилия, эмоциональные издержки или выигрыши, соответствие морально-этическим ценностями, физическое состояние и т.д. Краткосрочные и долгосрочные последствия - как это решение повлияет на меня сейчас? В будущем?

5. Выбор наиболее эффективных альтернатив и преобразование их в оптимальное решение.

Если имеет место расхождение между целью и наблюдаемым последствием, сделайте попытку определить в чем источник трудностей: в процессе решения проблем или претворения в жизнь решений. В первом случае можно ещё раз пройти весь алгоритм решения, во втором - следует подумать как улучшить способ реализации решения.

Помните! Наличие проблем свидетельствует, что вы человек, а умение их решать - что вы счастливый человек.

свернуть

Как справиться с обидой?

25.10.2022
развернуть

10 СПОСОБОВ СДЕЛАТЬ СВОЮ ЖИЗНЬ ИНТЕРЕСНЕЕ

16.09.2022
развернуть

Бывало ли с вами такое, что дни становились серыми и однообразными, а уже через неделю невозможно было вспомнить, чем отличается один день от другого? Что же с этим делать? Как изменить свою жизнь? Как сделать ее интереснее?

Перед вами 10 способов, которые позволят  жить ярче, интереснее, осмысленнее, осмысленнее:

Найдите свое предназначение и занимайтесь любимым делом.
Когда знаешь свое предназначение, смысл жизни, занимаешься любимым делом, то все, что изучаешь и делаешь для этого, становится интересным и важным. Время пролетает мгновенно и назавтра хочется вернуться ко вчерашнему занятию не из-за необходимости, а из желания продолжить.

Ставьте и достигайте цели.
Наличие целей заставляет нас делать множество шагов к их достижению. Для интересной жизни важно как само движение к цели, наполняющее жизнь делами, событиями и впечатлениями, так и достижение ее, дающее нам энергию и желание двигаться дальше.

Постоянно развивайтесь и совершенствуйтесь.
Постоянное обучение и работа над собой захватывают и не дают остановиться на месте. Образование, приобретение новых умений и навыков делает жизнь насыщенной и интересной, а также приносят массу пользы вам и окружающим.

Применяйте творческий подход и вносить новизну и разнообразие в свою жизнь.
Однообразие и монотонность способны навеять скуку на любого человека. Пусть в вашей жизни будет больше новизны, перемен и разнообразия. Меняйте обстановку, окружение, свои занятия и себя - и жизнь всегда будет интересной. Если делать привычное дело необычным способом, то любое занятие становится интересным и оригинальным. Творите и созидайте!

Поддерживайте и стройте новые отношения.
Отношения с другими людьми - это самое важное, что у нас есть. Без них все наши достижения и стремления утрачивают смысл. Общаясь с любимыми, друзьями, родными, вы узнаете нечто новое, вносите радость в свою жизнь и просто интересно проводите время. У каждого человека можно научиться тому, что он делает лучше вас, а это постоянный стимул к развитию.

Полноценно проводите свободное время.
Если проводить свободное время активно и весело, то тогда даже непродолжительный отдых даст новые силы и энергию для новых свершений. Чередование отдыха и дел вносит в жизнь динамику и разнообразие. Запланируйте для себя не только дела, но и развлечения. Уделяйте время любимым занятиям. Увлеченному человеку не бывает скучно, хобби занимает свободное время и дарит массу положительных эмоций.

Живите активной жизнью и старайтесь больше успевать.
Когда мы полны сил и энергии, нам некогда скучать - хочется успеть сделать множество вещей. У активного человека много дел, планов и желаний. Жизнь его становится насыщенной и интересной, а для активности следует поддерживать запас сил и энергии, испытывать энтузиазм, мотивировать себя на дела и достижения. Чем больше интересного запланируете сделать, тем больше успеете выполнить. Но не забывайте оставлять место также для сюрпризов и неожиданностей.

Испытывайте яркие чувства и эмоции.
Любое занятие будет интересным и запоминающимся, если делать его "с душой", с яркими положительными эмоциями. День, прожитый с радостью, весельем, восторгом сложно назвать скучным. А влюбленный человек не назовет свою жизнь монотонной и однообразной, ведь в его жизни есть только сильное чувство!

Преодолевайте препятствия и решайте проблемы.
Препятствие, проблемы делают нашу жизнь не сложнее, а интереснее. Ведь, преодолевая препятствия, вы приобретаете опыт, знания, становитесь сильнее. Каждую проблему стоит воспринимать как возможность: что-то новое узнать, чему-то научиться, наладить отношения и пр. Решив проблему, человек чувствует себя лучше и получает мотивацию для новых свершений.

Помогайте другим.
Если вы на какое-то время забываете о собственных стремлениях и бескорыстно и искренне помогаете другим, жить становится не просто интереснее - она наполняется глубоким смыслом и настоящей радостью.

свернуть

Профессии. Мифы и реальность

02.06.2022
развернуть

«Как выбрать профессию, или несколько советов выпускникам»

10.05.2022
развернуть

Трудности профессионального самоопределения

 Хорошо, когда проблема выбора профессии тревожит, — это означает твою социальную и психологическую зрелость. Хуже, если тебе пока все равно: мама за ручку отведет в юридический факультет (потому что тебе «как бы нравится» профессия юриста), а потом окажется, что ты терпеть не можешь перебирать нудные бумажки и общаться с людьми.

 Трудности профессионального самоопределения возникают обычно у двух категорий ребят. Первые пока не нашли в этой жизни ничего интересного. Так сложилось, что учителя не сумели вызвать у них любовь к каким-либо предметам, а таланты пока еще зарыты в землю. Такие ребята могут хорошо учиться, но они ничем не увлекаются, жизнь их довольно скучна или просто монотонна. Вот и не могут определить, чем хотелось бы заниматься — потому что из того, что окружает их в мире, ничто не влечет особенно. Да и из чего выбирать? Как правило, они не знают, кем работает их отец, кто такой ихтиолог — и вообще мало ориентируются в мире профессий.

 Вторая категория ребят очень активна и в учебе, и в различных других формах активности. Им интересно все, они посещают одновременно три кружка, пять факультативов и десять спортивных секций. Более того, у них все получается. Как говорится, если человек талантлив — он талантлив во всем. За что ни возьмется этот чудо-личность — во всем добивается успеха. Однако он тоже не может определить, что нравится ему больше, с чем он хотел бы связать свою жизнь.

Как же разобраться в себе? 

 Психологи утверждают, что при выборе профессии очень важно соответствие между психологическими особенностями человека и соответствующими характеристиками профессии.

Профессия должна быть интересна.

 Если тебе нравятся животные, растения, то тебе будет интересно в своей профессиональной деятельности сталкиваться с объектами живой природы. Если ты любишь технику — интерес к ней будет поддерживать тебя в деятельности инженера-конструктора или физика-теоретика.

 Любая профессия требует, чтобы у человека присутствовали так называемые «профессионально важные качества» — например, для корректора важно внимание, для художника — образное мышление, и т.д.

Поэтому, выбирая определенную профессию, важно осознать, есть ли у тебя способности, соответствующие профессионально важным качествам. В ситуации сомнения выбирай ту профессию, где твои способности будут максимально реализованы, деятельность, в которой ты добьешься наибольшего успеха.

 Наконец, тип реализуемой профессиональной деятельности должен совпадать с твоим личностным, характерологическим типом. Скажем, если ты общителен — тебе больше подойдут профессии, связанные с многочисленными контактами, а если эмоционально неустойчив — не сможешь выполнять рутинные виды деятельности, требующие концентрации в течение длительного времени.

 Итак, для того, чтобы выбрать профессию, необходимо прежде всего познать себя. Помочь лучше узнать себя и частично ответить на эти вопросы (полностью ты на них не ответишь никогда) поможет нехитрое упражнение: посмотри на себя глазами другого человека. Конкретного человека, которого ты хорошо знаешь — скажем, друга или соседа по парте, мамы или любимой девушки. Попытайся объяснить свои поступки так, как это сделал бы другой человек — не зная истинных мотивов. Ты поймешь, каким тебя видят другие люди, но, с другой стороны, избавишься от субъективизма, ведь в своем глазу, как известно, не видать и бревна.

 Борись, работай над собой, познавай себя. И помни, что психические свойства человека (будь то способности, интересы или черты характера) — исключительно гибкие, изменяющиеся качества. Известно немало случаев, когда человеку, не имеющему способностей к музыке, но страстно желающему ею заниматься, удавалось развить музыкальный слух.

Главное — интерес; запомни: способности формируются в деятельности.

Привыкай работать, трудиться. На одних способностях далеко не уедешь. С другой стороны, интерес — вещь тоже не совсем устойчивая. Множество ребят думают, что любят какой-то учебный предмет, а на самом деле им очень нравится учитель. Кроме того, трудно понять, понравится ли тебе психология или та же экономика — ты ведь в училище не изучал ничего подобного. 

 Для того, чтобы не ошибиться, надо расширять свой кругозор по отношению к миру профессий. Задавай взрослым людям вопросы об их профессиональной деятельности — как правило, люди с удовольствием рассказывают о своей настоящей работе и о студенческих годах. Тогда ты сможешь осознанно решить, интересна ли тебе данная область, или все, что ты знаешь о специальности, на которую подаешь документы, — это ее название.

 Итак, разобравшись в своих способностях, интересах и личностных чертах, вы приступаете к выбору уже не профессии — а вуза, колледжа. Выясните, какие специальности и специализации соответствуют интересующему вас виду деятельности. Это не всегда однозначное соответствие (например, чтобы ремонтировать компьютеры, нужно получить специальность «радиоэлектроника»).

Принятие решения должно основываться на многих факторах:

  • репутация вуза и конкурс,
  • мнение друзей, родителей,
  • стоимость обучения и т.д.

 Не поленитесь и выпишите на отдельном листочке бумаги плюсы и минусы каждого из вариантов. Проанализируйте данные вместе с друзьями и родственниками. И всегда помните: окончательный выбор только за вами — выбирая профессию, вы выбираете судьбу.

Факторы выбора профессии

 Какие факторы обусловливают выбор человеком той или иной профессии? На практике оказывается, что склонности учитываются в последнюю очередь, а вот мнение родителей оказывает огромное влияние.

 Сотрудники регионального центра тестирования и профессиональной ориентации молодежи и психологической поддержки населения предлагают поразмыслить над следующими факторами выбора  профессии (по Е.А. Климову):

 1. Позиция старших членов семьи.Есть старшие, которые несут прямую ответственность за то, как складывается твоя жизнь. Эта забота распространяется и на вопрос о твоей будущей профессии.

 2. Позиция товарищей, подруг.Дружеские связи в твоем возрасте уже очень крепки и могут сильно влиять на выбор профессии. Можно дать лишь общий совет: правильным будет решение, которое соответствует твоим интересам и совпадает с интересами общества, в котором ты живешь.

 3. Позиция учителей, школьных педагогов (классного руководителя).Наблюдая за поведением, учебной и вне учебной активностью учащихся, опытный педагог знает много такого о тебе, что скрыто от непрофессиональных глаз и даже от тебя.

  4. Личные профессиональные планы.Под планом в данном случае подразумеваются твои представления об этапах освоения профессии.

 5. Способности.О своеобразии своих способностей надо судить не только по успехам в учебе, но и по достижениям в самых разнообразных видах деятельности.

 6. Уровень притязаний на общественное признание.Планируя свой трудовой путь, очень важно позаботиться о реалистичности своих притязаний.

 7. Информированность.Важно позаботиться о том, чтобы приобретаемые тобой сведения о той или иной профессии не оказались искаженными, неполными, односторонними.

 8. Склонности.Склонности проявляются в любимых занятиях, на которые тратится большая часть свободного времени. Это — интересы, подкрепленные определенными способностями.

Девять шагов к взвешенному решению

 Предлагаем каждому выпускнику сделать следующие шаги к взвешенному принятию решения перед выбором будущей профессии:

1. Изучите особенности рынка трудав вашем регионе. Какие специальности, по мнению специалистов, ваших друзей и родителей, наиболее высокооплачиваемые и востребованные в вашем регионе. Поразмышляйте, всегда ли мнения взрослых или ваших друзей совпадают с вашим личным мнением? Почему так происходит?

2. Ознакомьтесь с перечнями специальностейи вузов, находящихся в вашем регионе (городе, области, крае). Составьте список подходящих профессий.

 3. Составьте список профессий, которые вам нравятся, интересны, по которым вы хотели бы работать, которые вам подходят.

4. Составьте перечень требований выбираемой профессии. Составьте список своих требований:

  • выбираемая профессия и будущий род занятий;
  • выбираемая профессия и жизненные ценности;
  • выбираемая профессия и реальное трудоустройство по специальности;
  • желательный уровень профессиональной подготовки;
  • выбираемая профессия и мои склонности и способности; 
  • желательные содержание, характер и условия работы.

5. Определите значимость каждого требования.Определите, насколько все перечисленные требования значимы. Может быть, есть менее важные требования, которые, по большому счету, можно и не учитывать.

6. Оцените свое соответствие требованиямкаждой из подходящих профессий. Кроме тех требований, которые есть у вас к профессии, существуют и требования самой профессии. Проанализируйте, развиты ли у вас профессиональные качества, отвечают ли ваши интеллектуальные способности, психологические особенности, состояние здоровья требованиям профессии.

7. Подсчитайте и проанализируйте результаты.Проанализируйте, какая профессия из всего списка больше других подходит вам по всем пунктам.

8. Проверьте результаты. Чтобы убедиться в правильности ваших размышлений, обсудите свое решение с друзьями, родителями, учителями, психологом, профконсультантом.

Определите основные практические шаги к успеху. Итак, вы приняли решение, теперь важно определить, в каком учебном заведении вы сможете получить профессиональное образование, как будете развивать в себе профессионально важные качества, как можно получить практический опыт работы по данной специальности, как повысить свою конкурентоспособность на рынке труда.

 

Подготовил:
педагог-психолог ГУО;Гимназия №2 г. Слуцка
Петрович А.В.

свернуть

Как не стать жертвой насилия

03.02.2022
развернуть
  • Уходя из дома, обязательно скажи, куда идешь и когда вернешься.
  • Обязательно извести о перемене планов.
  • Обязательно оставь номер телефона или адрес, по которому можно с тобою связаться.
  • Если родителей в это время дома нет, оставь им записку, в которой укажи адрес и телефон, по которому можно тебя найти.
  • Выходя из дома, всегда бери с собой немного денег на крайний случай.
  • Трать эти деньги только в исключительных случаях (срочный звонок, возможность доехать до дома).
  • Если ты собираешься куда-то с друзьями, с ними, по возможности, возвращайся.
  • Если ты едешь к друзьям, оставь родителям телефон друзей на тот случай, если ты не позвонишь.
  • Старайся возвращаться домой не в одиночку и не очень поздно.
  • Если ты чувствуешь, что тебя кто-то преследует, не беги, старайся обратить внимание прохожих на себя.
  • Никогда не садись наугад в попутные машины и не соглашайся на предложения подвезти тебя от людей, которых ты не знаешь или с которыми ты только что познакомилась.
  • Ехать ты можешь только с теми людьми, которых ты очень хорошо знаешь, кому доверяешь.
  • Если ты входишь в подъезд своего дома и встречаешь там незнакомого тебе человека, будь осторожна, попробуй выйти и дождаться кого-нибудь из жильцов, вместе с которыми ты вернешься в подъезд.
  • Если тебя просят помочь найти улицу или дом, не спеши сразу с людьми идти куда-либо. Постарайся объяснить, стоя на месте или адресуй их к кому-нибудь из взрослых.
  • Если молодой человек склоняет тебя к близости, помни, что у близости есть последствия.
  • Если в вечеринке, на которую  пригласил тебя твой парень, участвует парней с явным перевесом больше, чем девушек, это может быть "ловушкой" для тебя. Старайся сразу уйти.

Избежать насилия можно. Для этого нужно навсегда усвоить "Правило четырех "не"":

  • Не разговаривай с незнакомцами и не выпускай их в дом.
  • Не заходи с ними в лифт и подъезд.
  • Не садись в машину к незнакомцам.
  • Не задерживайся на улице после школы, особенно с наступлением темноты.

А если незнакомец просто просит показать нужную улицу или поднести сумку, проводить к магазину? Все равно скажи - НЕТ!

Объясни, как найти улицу, и ни в коем случае не поддаваться на уговоры проводить. И даже если незнакомец говорит, что он знакомый твоих родителей, которого они к тебе прислали, нужно сказать, что родители не предупреждали, и ни в коем случае никуда не провожать.

В таких ситуациях всегда отвечать "НЕТ!":

  • Если тебе предлагают зайти в гости или подвезти до дома, пусть даже если сосед.
  • Если за тобой в школу или детский сад пришел посторонний, а родители не предупреждали об этом заранее.
  • Если в отсутствие родителей пришел малознакомый человек, впускать его в квартиру или идти с ним куда-то.
  • Если новый знакомый угощает чем-то...

Маньяк умеет превращаться и на время становиться добрым и милым человеком. Поэтому наш совет: на все уговоры пойти куда-то, чтобы посмотреть что-то или поиграть, надо ответить "Нет!", даже если очень интересно. А, придя домой надо обязательно рассказать взрослым об этом человеке. Но как быть, если взрослый человек очень настойчив? Если он говорит тебе: "Я думал, что ты уже большой, а тебе, оказывается, мама не разрешает!". Это очень опасно! От такого человека надо бежать, сломя голову. И, придя, домой обязательно рассказать об этом родителям.

Итак, вот что нужно знать, чтобы не стать жертвой:

  • Если тебя спрашивают, как найти улицу, объясни, как дойти, но, ни в коем случае не провожай.
  • Если тебя пытаются уговорить, отвечай, что тебе надо пойти домой и предупредить родителей, рассказать им, куда и с кем отправляешься.
  • Если незнакомец предлагает тебе осмотреть что-то или помочь донести сумку, обещая заплатить, отвечай "Нет!"
  • Если тебе предложили сниматься в кино или участвовать в конкурсе красоты, не соглашайся сразу, а спроси, когда и куда можно подойти вместе с родителями
  • Если рядом с тобой тормозит машина, как можно дальше отойди от нее и ни в коем случае не садись в нее.
  • Если человек не отстанет от тебя, подойди к любому дому и сделай вид, что это твой дом, помаши рукой и позови родственников, которых как будто видишь в окне.

ГДЕ преступники поджидают своих жертв?

В ЛИФТЕ!

  • Входи в лифт, только убедившись, что на площадке нет постороннего, который вслед за тобой зайдет в кабину.
  • Если в вызванном лифте уже находится незнакомец человек, не входи в кабину.
  • Не входи с незнакомым человеком в лифт.
  • Если незнакомец все-таки зашел в лифт, не стой к нему спиной и наблюдай за его действиями. Постоянно нажимай кнопку ближайшего этажа.
  • Если двери лифта открылись, выскочи на площадку, позови жильцов дома на помощь. Оказавшись в безопасности, немедленно позови в милицию, сообщи, что произошло, точный адрес, а также приметы и направление, куда ушел нападавший.

А если все-таки вырваться не удалось, надо действовать по обстоятельствам:

  • Если насильник зажимает тебе рот и снимает одежду, не угрожай, не плачь, сохраняй спокойствие, разговаривай с насильником.
  • Если можешь - защищайся любыми способами, если представилась возможность бежать, не собирай вещи, убегай, в чем есть.

В ПОДЪЕЗДЕ!

Подходя к дому, обрати внимание, не идет ли кто-либо следом. Если кто-то идет - не подходи к подъезду.  Погуляй на улице 15-20 минут, и, если незнакомый мужчина продолжает идти следом, расскажи о нем любому повстречавшемуся взрослому, идущему навстречу.

  • Если в доме есть домофон, перед входом в подъезд вызови свою квартиру и попроси родителей встретить.
  • Если незнакомый мужчина уже находится в подъезде, сразу же выйди на улицу и дождись, когда в подъезд войдет кто-то из взрослых жильцов дома.
  • Не выходи на лестницу в позднее время. Мусор лучше выносить утром.
  • При внезапном нападении оцени ситуацию и по возможности убегай или защищайся любым способом.

В ЧУЖОЙ МАШИНЕ!

Машина - это не только средство передвижения, она также может стать орудием преступника. Надо четко знать; что садиться в чужую машину нельзя, даже если за рулем или в салоне сидит женщина. Чтобы не стать жертвой, оказавшись в чужом автомобиле, надо выполнять "Правила поведения в автомобиле":

Если добираешься на попутной машине, попроси сопровождающих записать номер машины, марку, фамилию водителя и сообщить об этом родителям.

Если водитель начал проявлять сексуальный интерес, попроси остановиться. Если это требование не выполнено и машина не остановлена, то открой дверь или постарайся разбить окно, то есть сделай все, чтобы привлечь к машине внимание других водителей. Если перекресток патрулируется, постарайся обратить внимание сотрудника полиции.

Не соглашайся на предложение водителя взять попутчиков, а если он настаивает, попроси поехать чуть дальше и выйди из машины. Не садись в машину, если в ней уже сидят пассажиры.

Идя вдоль дороги, выбирай маршрут так, чтобы идти навстречу транспорту.

НА УЛИЦЕ!

На улице даже днем детей подстерегает множество опасностей. Вот, что надо делать, если к тебе пристает незнакомец:

  • Не жди, когда тебя схватят.
  • Если можешь, брось что-нибудь.
свернуть

Как готовиться к олимпиаде

06.01.2022
СОВЕТЫ ПСИХОЛОГА!
развернуть

 Олимпиада -  всегда психологическое напряжение, стресс. И это нормальная реакция организма. Легкие эмоциональные всплески полезны, они положительно сказываются на работоспособности и усиливают умственную деятельность. Но эмоциональное перенапряжение зачастую оказывает обратное действие.                               

Советы участникам олимпиад:

Нужно ставить перед собой цель, которая вам по силам. Не стоит бояться ошибок. Известно, что не ошибается тот, кто ничего не делает.

Необходимо заблаговременно ознакомиться с правилами и процедурой олимпиады, это снимет эффект неожиданности.                         

Начинай готовиться к олимпиаде заранее, понемногу, по частям, сохраняя спокойствие.

Если очень трудно собраться с мыслями, постарайся запомнить сначала самое лёгкое, а потом переходи к изучению трудного материала.

  Тренировка в решении заданий поможет ориентироваться в разных типах заданий, рассчитывать время.

  Подготовка к олимпиаде требует достаточно много времени, но она не должна занимать абсолютно все время. Последние24 часа должны уйти на подготовку организма, а не знаний. Внимание и концентрация ослабевают, если долго заниматься однообразной работой. Меняйте умственную деятельность на двигательную. Оптимально делать 10-15 минутные перерывы после 40-50 минут занятий.

Питание должно быть 3-4разовым, калорийным и богатым витаминами. Употребляй в пищу грецкие орехи, молочные продукты, рыбу, мясо, овощи, фрукты, шоколад, полезно больше пить простую или минеральную воду, зеленый чай, но нельзя переедать. Соблюдайте режим сна и отдыха.

Рекомендации по заучиванию материала:

Заучиваемый материал рекомендуется повторять сразу в течение 15-20 минут, через 8-9 часов и через 24часа. Полезно повторять материал за 15-20 минут до сна и утром, на свежую голову. При каждом повторении нужно осмысливать ошибки и обращать внимание на более трудные места.

Как вести себя во время олимпиады:

Перед олимпиадой обязательно выспись.

Одежду, письменные принадлежности, «талисман» – приготовь заранее, в день перед олимпиадой. С собой обязательно должны быть: минимум 2 ручки, карандаш, точилка, стиральная резинка, носовой платок. Одежда должна быть спокойных тонов.

За день до тестирования постарайся ничего не учить. Если чего-то недоучил, лучше не пытайся. Дай отдохнуть организму.

Слушай преподавателя внимательно, чтобы не отвлекаться в дальнейшем и не задавать лишних вопросов.

Не торопись! Читай задание до конца. Спешка не должна приводить к тому, что ты поймёшь задание по первым словам, а концовку придумаешь сам. Но помни, что время регламентировано, а тебе нужно сделать тест и заполнить бланк.

Просмотри все вопросы и начни с тех, в ответах которых ты не сомневаешься. Тогда ты успокоишься и войдёшь в рабочий ритм.

Действуй методом исключения! Последовательно исключай те ответы, которые явно не подходят.

Если ты сомневаешься в правильности ответа, тебе сложно сделать выбор. Доверься интуиции!

Оставь время для проверки своей работы хотя бы для того, чтобы успеть пробежать глазами и заметить явные ошибки.

свернуть

Как справиться с тревогой в стрессовой ситуации?

05.11.2021
развернуть

Постарайтесь принять свои чувства. Скажите себе, что те эмоции и чувства, которые сегодня возникают у вас, это нормально. Сейчас многие люди переживают схожие эмоции.

Соблюдайте режим дня. Наладьте чёткий режим работы и отдыха, не перегружайте себя. Питайтесь сбалансированно и по расписанию, даже если нет аппетита. Выполнение простых действий укрепит организм как физически, так и ментально.

Организуйте повседневные занятия. Составьте расписание на день, структурируйте своё время. Займитесь уборкой, готовкой или стиркой, если у вас есть любимое занятие – хобби, посвятите время ему. Если ваша работа для вас ресурс — воспользуйтесь им. Но главное — не переходите черту и не перерабатывайте.

Контролируйте чёткое выполнение поставленных задач. Ежедневно ставьте перед собой посильные задачи и принимайте решения, которые помогут вам почувствовать контроль над своей жизнью. Например, определите, что сегодня вы будете кушать, в чём пойдёте на работу или прогулку, куда именно пойдете. Все задачи, которые вы перед собой ставите, необходимо чётко выполнять.

Реализуйте возможность свободы от информации. Устройте себе разгрузочные часы или день. Не просматривайте информацию о событиях, которые могут вызывать у вас тревогу или расстроить вас. Если ваша работа напрямую связана с информацией, то научитесь чётко разделять личные и рабочие моменты. Будьте профессионалом своего дела, но не включайтесь эмоционально.

Заведите личный дневник. Ведите в нём ежедневные записи, в которых будете отражать свои переживания и разрешать своим чувствам быть независимо от того, какие они — положительные или отрицательные. Это позволит постепенно снизить их эмоциональную интенсивность.

 Обозначьте время для тревоги. Ещё один способ восстановить контроль над собственной жизнью – отвести для тревоги отдельное время: один или два раза в день – «время тревоги». Например, каждый день, обязательно в фиксированное время с 19.00 до 19.30, вы будете думать о том, что вас тревожит. В течение дня отмечайте эти мысли, записывайте их и откладывайте до специально отведённого времени, чтобы обдумать. В назначенный час не препятствуйте этим мыслям, сосредоточьтесь на них. Так же хорошо, если вы будете вести список решений тех проблем, которые вас беспокоят. Как только время закончится — остановитесь. Если не успели, а время закончилось – не переживайте. Отложите оставшееся до следующего дня. Если получается неидеально, и тревога продолжает возникать – не расстраивайтесь. Результат появится, но не сразу.  Ежедневные практики будут улучшать ваше самочувствие, и постепенно вы научитесь управлять своим состоянием.

Не пытайтесь заглушить ваши чувства такими средствами как алкоголь или психоактивные вещества. Эмоции и переживания никуда не денутся, вы только отсрочите реакцию. Произойдет эффект накопления, после чего чувства рано или поздно вырвутся наружу. Помните, что злоупотребление алкоголем губит ваше тело и психику.

Общайтесь. Присутствие в жизни человека, который может выслушать и поддержать, очень важно. Здесь нужно попросить до начала разговора, чтобы вас не перебивали и просто слушали, не давали советов и не обесценивали ваши переживания. Объясните, что, если вам понадобится совет или помощь в поиске решения, вы сами об этом попросите.

Наполните свою жизнь эмоциями и действиями. Позаботьтесь не только о своей душе, но и о теле. Введите ежедневные физические нагрузки. Если рядом кому-то необходима поддержка, и вы способны её оказать, не стесняйтесь предложить помощь. Найдите время для семьи, поиграйте с детьми, устройте семейный ужин или общий просмотр фильма.

Научитесь разделять, где «своё», а где «чужое». Важно различать, что в произошедшем или происходящем относится конкретно к самим событиям, а что относиться лично к вам. Если вы слишком глубоко погрузитесь в информацию, которая касается ситуации, то вы рискуете надолго потерять связь с реальностью. Научитесь чётко разделять: есть люди и семьи, за которые вы сейчас переживаете и за которых вам больно, а есть ваша семья, где всё в порядке, все живы и здоровы.

Переключитесь на позитивные мысли и воспоминания. Вспомните момент из вашей жизни, который подарил вам положительные эмоции, возможно, это какая-то история, которая вас в своё время повеселила. Вспомните ситуации, которые вызовут у вас улыбку и помогут на время переключиться. Если физически вы ощущаете себя тяжело – не ждите, что всё пройдёт само. Ваша психика и организм бьют тревогу и просят о помощи.

Будьте внимательны при принятии решений. В состоянии стресса не принимайте необдуманных решений, о которых потом можете пожалеть. Если назревает решение — дайте себе время всё хорошо обдумать и взвесить, а только потом действуйте.

Обратитесь за помощью. Если вы понимаете, что уже не способны справляться со своими повседневными обязанностями дома, на работе, у вас плохой аппетит или плохой сон, вам стоит обратиться к специалисту в психологическую службу. Сегодня есть психологи, которые оказывают помощь на безвозмездной основе. Помимо специалистов очень важна помощь и поддержка в вашем окружении.

свернуть

Тебя обижают в школе. Как решить проблему раз и навсегда.

08.09.2021
развернуть

Буллинг  травля и издевательства над одним из членов группы людей.

Обижают сверстники

Прежде всего, задай себе вопросы: «Что со мной не так? Почему именно я?» Зачастую дети говорят суровую, но правду. У них нет чувства такта, если видят изъян – смеются. В душе ты можешь быть прекрасным человеком (или, по крайне мере, думать, что это так), но если при этом неопрятно выглядишь, проявляешь агрессию, не умеешь доходчиво излагать мысли, то тебе будет непросто среди сверстников.
неудачник_в_школе

Что делать?

  • Присмотрись к лидерам своего класса. Порой они совсем не идеальны. Ни внешне, ни в плане учебы. Однако все к ним тянутся. Почему? Ответ прост – харизма. Эту черту, кстати, никто с рождения не получает, она вырабатывается путем общения. 
Харизматичный человек это уверенная в себе, яркая личность, обладающая  невероятной притягательностью
  • Если в школе завести друзей не удалось, запишись в секцию, займись творчеством, определись с хобби. Ты не только начнешь узнавать новое, но и найдешь единомышленников, с которыми проще завязать знакомства. Благодаря увлечениям вне школы ты научишься навыкам общения и социализируешься.
  • Начни опрятно одеваться. Заметь опрятно – не значит дорого. Если ухаживать за собой и гардеробом, то и недорогие вещи будут смотреться добротно и элегантно.
  • Относись ко всему проще. Не принижай и не сравнивай себя с другими.  Те красивые девчонки, которые над тобой смеялись из-за прыщей, придут домой, смоют косметику, перестанут втягивать живот и начнут ковыряться пальцем в ухе. Никто не идеален. Суть в том, как ты позиционируешь себя перед обществом.
творческие_подростки
  • Интересуйся новинками. Сверстники не любят тормозов и лохов, которые не знают современных исполнителей и не разбираются в трендах. Однако тут я советую иметь свое мнение. Если тебе не нравится какое-то новое молодежное течение, то не нужно слепо следовать ему, только для того, чтобы не прослыть «белой вороной». Но быть в курсе новинок ты обязан (-а), чтобы потом ребятам конструктивно объяснить, почему ты не приемлешь такой образ жизни.  И если ты сможешь сделать это доходчиво, то и у тебя появятся единомышленники и даже последователи.
  • Одна из худших реакций на издевательства – это ответная агрессия. Она провоцирует еще более обидные насмешки. Игнорирование – самый верный способ сделать так, чтобы от тебя отстали. Будь выше, не реагируй на агрессоров. Тогда обидчики вскоре потеряют всякий интерес.

Обижают учителя? Как быть?

Снова начни с вопроса: «Может причина во мне?» Может это ты ведешь себя неверно или недостойно. Понять, кто же прав, поможет простая игра «Поставь себя на место другого».

  • Учителя тоже люди. Вдумайся: они целый день в школе – объясняют материал, проверяют тетрадки, подписывают дневники, собирают деньги на обеды, заставляют тебя есть эти обеды, проводят внеклассные мероприятия…. Как ты думаешь, интересно в 153 раз смотреть «Людзi на балоце»? И тут ты: не выучил урок, отвлекаешь класс во время занятий, не хочешь даже открыть учебники, тычешь указкой в соседку по парте, закопал (-а) остатки пирожка в кадку с пальмой…. Нет, тут причина точно не в учителях.
учитель_устал
  • Важно быть объективным (-ой) и честным (-ой). Если ты не понимаешь предмет, и тебе ставят неудовлетворительную отметку, виноват не учитель. Любая плохая оценка должна быть стимулом ее исправить. Покажи учителю, что ты не безразличен (-на) к его (ее) предмету. Подготовь доклад, найди дополнительный интересный материал.
  • Попробуй узнать получше своего преподавателя, попроси совета, и необязательно по теме преподаваемого им (ей) предмета. Будь вежлив (-а), приветлив (-а), внимателен (-а). Иногда достаточно просто не забывать улыбаться и желать доброго утра, дня, приятного аппетита… Кажется – мелочь, а во многих случаях позволяет восстановить отношения.
лучший_учитель_школа

Если ты уверен (-а), что ведешь себя достойно, знаешь предмет, а учитель все равно придирается, то начни действовать незамедлительно.

  • Попытайся решить конфликт мирным путем.  Поговори с учителем, выясни почему он (она) к тебе строг (-а). Если его (ее) ответ не будет объективным, то, прежде всего, поставь в известность классного руководителя и попроси у него (нее) совета. Поспрашивай у других детей, обижает ли их этот преподаватель. Если кто-то из детей сможет подтвердить необоснованную неприязнь учителя конкретно к тебе, то это станет большим плюсом. Расскажи все родителям, но объясни им, что лишней шумихи ты не хочешь и попроси их поговорить с учителем или классным руководителем. Возможно получится обойтись без разбирательств с директором.
  • Учитель не идет на мирные переговоры? Значит пришла пора обратиться к директору.  Нет нерешаемых проблем. Просто нужны тактика и время. Главное не закрывать глаза на данную проблему. Учитель в школе должен являться авторитетом, быть духовным наставником, направлять ученика к знаниям, а не гнобить.
Все в твоих руках, ничего не бойся! Никогда не отчаивайся и ни в коем случае не самоутверждайся за счет других. Протяни руку слабому, и тогда кто-то, кто сильнее тебя, протянет руку и тебе.


 

свернуть

Рекомендации педагога-психолога выпускникам

развернуть

Рекомендации педагога-психолога выпускникам

   Волнение перед публичным выступлением знакомо каждому из нас. А школьники оказываются в такой ситуации очень часто – на уроке, на контрольной, на экзамене. У этой проблемы две стороны: одна – неумение учиться, недостаток знаний, другая – недостаточная психологическая готовность к таким ситуациям при удовлетворительных и даже хороших знаниях.

Одному ребенку нужно научиться лучше усваивать учебный предмет  при подготовке к контрольным и экзаменам, другому - справляться со своими страхами, мобилизоваться в ответственной ситуации. Бывает и так, что высокая тревожность у одного и того же школьника сочетается с неумением учиться.

Психологическая подготовка к экзаменам

Во-первых, необходимо внушить себе, что легкое волнение перед экзаменом - это вполне естественное и даже необходимое состояние. Оно мобилизует, настраивает на интенсивную умственную работу. Иногда отсутствие «предстартового» волнения даже мешает хорошим ответам.

Во-вторых, стоит научиться никогда не думать о провале на экзамене. Наоборот, надо мысленно рисовать себе картину уверенного, четкого ответа, полной победы.

В-третьих, за несколько дней до экзамена стоит проиграть   с кем-нибудь эту ситуацию. Представить себе обстановку, учителей  в экзаменационной комиссии, свои обычные переживания в таких случаях. Например: с трудом заставляю себя войти в класс; когда беру билет, дрожат руки, пересыхает в горле и т. д. Но вот сажусь готовиться, сосредотачиваюсь на задании, для меня больше ничего не существует. Потом уверенно подхожу к экзаменатору и отвечаю по готовой четкой схеме.

В-четвертых, стоит помнить о том, что взрослые, в том числе и экзаменаторы, – это тоже люди. Они могут отвлечься от содержания ответа, но при этом продолжают реагировать на голос отвечающего. Если он звучит уныло, неуверенно, невыразительно, это повлияет и на оценку.

В-пятых, надо понять: уверенность в себе приходит от сознания  того, что ты хорошо подготовился и умеешь делать все, что от тебя требуется. То есть сосредоточиться нужно не на своей тревоге и ожидании («повезет - не повезет»), а на подготовке и самопроверке перед экзаменом

Перед экзаменом

  • Подготовьте место для занятий: убери со стола лишние вещи, удобно расположи нужные учебники, пособия, тетради, ручки, простые карандаши, выделительные маркеры и т.п.
  • Введите в интерьер комнаты желтый и фиолетовый цвета (они повышают интеллектуальную активность). Для этого достаточно картинки или эстампа в этих тонах.
  • Составьте план занятий. Для начала определите: кто вы – «сова» или «жаворонок», и в зависимости от этого максимально используйте утренние или вечерние часы. Составляя план на каждый день подготовки, необходимо четко определить, что именно сегодня будет изучаться. Не вообще: «немного позанимаюсь», а какие именно разделы и темы.
  • Начните с самого трудного раздела, с того материала, который знаете хуже всего. Но если Вам трудно «раскачаться», можно начать  с того материала, который наиболее всего интересен и приятен.
  • Чередуйте занятия и отдых: 40 минут занятий, затем 10 минут – перерыв. Во время перерыва можно помыть посуду, полить цветы, сделать зарядку, принять душ.
  • Выполняйте как можно больше различных заданий, упражнений, тестов по этому предмету. Эти тренировки помогут Вам более точно знать, где у вас имеются «пробелы» в знаниях и что Вам нужно подучить.
  • Готовясь к экзаменам, мысленно рисуйте себе картину триумфа. Никогда не думайте о том, что не справишься с заданием.
  • Оставьте один день перед экзаменом на то, чтобы еще раз повторить самые трудные темы, вопросы.

Накануне экзамена

  • Многие считают: для того, чтобы полностью подготовиться к экзамену, не хватает всего одной, последней перед ним ночи. Это неправильно. Вы устали, и не надо себя переутомлять. Напротив, с вечера совершите прогулку, перед сном примите душ. Выспитесь как можно лучше, чтобы встать с ощущением «боевого» настроя.
  • В пункт сдачи экзамена Вы должны явиться, не опаздывая, лучше   за 15-20 минут до начала тестирования.
  • Если на улице холодно, не забудьте тепло одеться, ведь Вы будете сидеть на экзамене 3 часа.

Как вести себя на экзамене

  1. Начинать готовиться с более легкого вопроса или задания.
  2. Не тратить много времени на подробные ответы по первым вопросам, иначе другие задания останутся невыполненными.
  3. На устном экзамене обязательно сначала составить схему ответа.
  4. Писать разборчиво, в расчете на экзаменатора, подчеркнуть в ответе главные мысли и даты, чтобы это бросалось в глаза.
  5. Убедиться, что в готовом ответе есть вступление, основная часть                        и заключение.
  6. Не сдавать письменные работы без проверки.
свернуть

Правила выбора профессии

развернуть

Если Вы удачно выберете труд

и вложите в него душу,

то счастье само Вас отыщет.

К. Д. Ушинский

 

  1. Подумайте, в чём Ваше призвание, чем Вы хотите и чем можете заниматься.
  2. Хорошо разберитесь в себе и поймите, с чем Вам больше интересно работать: с техникой, людьми, природой, знаковыми системами или художественными образами.
  3. С помощью психологического тестирования определите свои способности и возможности, интересы и склонности, особенности темперамента, которые могут способствовать успеху в обучении и работе.
  4. Узнайте требования выбранной профессии к здоровью. Оцените Вашу профессиональную пригодность по состоянию здоровья, узнайте, есть ли у Вас противопоказания к избираемой профессии.

  5. Определившись в выборе профессии или профессиональной области, узнайте, в каком учебном заведении можно получить подготовку. Обратитесь к справочнику для абитуриентов.

В кабинете социально-психологической службы Вы можете:

  • пройти компьютерное психологическое тестирование для определения индивидуальных склонностей и способностей, личных качеств;
  • получить профориентационные консультации;е
  • познакомиться с рейтингом специальностей, проходными баллами ПТУЗов, ССУЗов, ВУЗов, информацией о днях открытых дверей в учебных заведениях;
  • получить информацию о разнообразном мире профессий, условиях труда, путях получения профессионального образования, перспективах карьерного роста, требованиях профессии к человеку, ситуации на рынке труда.
свернуть

Как управлять своими эмоциями

03.05.2021
развернуть

Навык управления над эмоциями нужен абсолютно всем людям. Эмоциональные реакции необходимы, чтобы мы приспособились к окружающему миру, и когда мы умеем управлять эмоциями — адаптация происходит лучше, мы становимся счастливее и успешнее. 

 

  1. Полностью избавиться от эмоций и неразумно, и невозможно. Нет эмо­ций плохих или хороших. По мнению Жан-Жака Руссо, "все страсти хо­роши, когда мы владеем ими, и все дурны, когда мы им подчиняемся".
  2. Джонатан Свифт сказал: "Отдаваться гневу – часто все равно, что мстить самому себе за вину другого". Возьми эти слова своим девизом, и ты станешь намного уравновешенней и оптимистичней.
  3. Необходимое условие радостного настроения – хорошие взаимоотно­шения с людьми. И наоборот: радостное восприятие жизни – залог сим­патии и расположения к тебе других. Дай себе установку на доброе и уважительное отношение к людям. Прав Шекспир: "Напрасно думать, будто резкий тон есть признак прямодушия и силы".
  4. Не пытайся просто подавить в себе эмоции, Подавленные чувства все равно выльются наружу тем или иным способом или могут стать причи­ной заболевания. Лучше "отыграй" эти эмоции внешне, но без вреда для окружающих.
  5. Если у тебя возникло раздражение или разозленность, не борись с ними, а попытайся "отделить" их от себя. Понаблюдай за их протеканием, найди и проанализируй причину их появления, и ты убедишься, на­сколько мелка и несерьезна эта причина. Все это способствует угасанию негативных эмоций.
  6. В отношениях с близкими людьми часто бывает нужно откровенно ска­зать о своих чувствах, возникших в той или иной ситуации. Это гораздо лучше, чем фальшь и закрытость в общении. 

 

Если

То

Вы будете смеяться хотя бы 10 минут в день,

 

 

Вы съедаете всего–навсего 30 граммов рыбы каждый день,

Ваш сон станет спокойным, а бодрствование рассудительным и энергичным. Как считают английские психологи риск инфаркта снижается у вас по крайней мере на50% процентов.

 

Рыба снижает уровень холестерина в крови. Поэтому эскимосы и японцы, ежедневно употребляющие в день около 100 граммов рыбы, меньше всех людей других национальностей страдают заболеваниями сердца и кровеносных сосудов.

Вы спокойны и невозмутимы как англичанин и добиваетесь этого за счет подавления ваших негативных эмоций,

Риск заболеть неврозам или какой-либо соматической болезнью у вас больше, чем у экспансивных личностей, не лезущих в карман за словом. Статистика говорит о том, что жители туманного Альбиона болеют гораздо чаще, чем итальянцы, исландцы и французы, причем самые популярные лекарства в Англии – успокоительные.

Вы любите ездить на автомобиле даже в магазин за покупками,

Риск заболеть гипертонией или диабетом у вас в 2-2,5 раза выше, чем у любителя ходить пешком.

Вы любите петь и делаете это почти каждый день

Это может значительно продлить вашу жизнь; исследования показывают, что пение не только развивает грудную мускулатуру, но и укрепляет сердечную мышцу.

Вы любите говорить длинными предложениями, которые насчитывают более 13 слов, и если цепочка произношения этих слов длится более 6 секунд,

Существует большая опасность, что Вы останетесь непонятными вашими слушателями. Как полагают немецкие психологи, учителям следует говорить со скоростью не более двух слов в секунду и строить фразы по возможности короче.

 

В основе нашего жизненного восприятия лежат несколько истин:

 

  1. Человек не бывает абсолютно счастлив или несчастлив.
  2. Все жизненные факторы находятся во взаимосвязи: работа –дом – работа.
  3. Человек долго вынашивать свои фрустрации (расстройства, разрушение планов) не может.
  4. Положительная мотивация не всегда диктуется положительными моментами.
  5. Человек – продукт прошлого и настоящего.
  6. человек не только тот кем он был, но и тот кем он есть.
  7. В жизни нет абсолюта, а есть объективное восприятие.
  8. Если нельзя изменить ситуацию, то нужно изменить отношение к ней.
  9. Человек не полностью использует свой жизненный потенциал.

 

свернуть

Как успешно общаться

23.04.2021
развернуть

Почему одни люди легко общаются со всеми, а у других так не получается? По-видимому, для успешного общения человек должен обладать некоторыми особыми качествами и умениями. У некоторых людей они есть с самого начала, другие при желании могут им научиться. 

Эти качества следующие:

1) способность чувствовать и проявлять свое доброжелательное отношение, уважение, симпатию к другим людям, даже когда не одобряешь их поступки, готовность их поддержать (доброжелательность);

2) умение встать на место другого человека, посмотреть на мир его глазами, воспринимать поступки с его позиций, увидеть себя его глазами (эмпатия);

3) умение быть естественным в отношениях, открытым, не скрываться за масками или ролями, не «строить из себя», не стараться казаться другим, а быть самим собой (аутентичность);

4) умение говорить о своих конкретных переживаниях, мнениях, поступках, отказ от общих рассуждений, многозначительных и непонятных для собеседника, от пространных, наводящих скуку, «умствований вообще» (конкретность);

5) способность самому устанавливать контакты, не дожидаясь инициативы со стороны других, склонность к активности в отношениях, к тому, чтобы «идти вперед и вести за собой»; готовность браться за какие-то дела, требующие активного вмешательства, а не просто ждать, когда другие начнут что-то делать (инициативность);

6) умение говорить и действовать напрямую, открытая демонстрация своего отношения к проблемам, людям, своей точки зрения, не скрывая и не замалчивая (непосредственность);

7) искренность, готовность открыть другому свой внутренний мир и твердая убежденность, что открытость способствует установлению здоровых и прочных отношений с окружающими; следует отличать открытость от нездорового стремления раскрыть все свои самые интимные секреты, выложить всю свою подноготную посторонним людям, поскольку сам человек, а не его тайны интересны людям (открытость);

8) умение выражать эмоции и готовность принимать их выражение со стороны других, отсутствие страха при непосредственном соприкосновении со своим чувствами или чувствами других людей, не стоит смущаться или бояться проявления своих или чужих переживаний, даже очень сильных или тяжелых, — ведь для человека естественно чувствовать различное эмоциональное отношение к происходящему, только камень ничего не чувствует (принятие чувства);

9) в случае возникновения трений или конфликтов — умение «с глазу на глаз» поговорить с другим человеком и, не допустив обострения ситуации, выяснить источники разногласий, найти компромисс; готовность в некоторых случаях пойти на конфронтацию, но не с целью испугать или покарать другого, а стремясь установить пусть не дружеские, но открытые и ровные отношения, прийти к какому-то соглашению (толерантность, терпимость);

10) исследовательское отношение к собственной жизни и поведению, видение себя «со стороны» и стремление воспользоваться для этого помощью окружающих, готовность прислушиваться к их мнению, но при этом самому быть автором своей самооценки (ведь только ты сам знаешь, какой ты на самом деле); к конфликтам следует относиться как к новому опыту взаимоотношений, а к высказываемой людьми критике — как к новой информации, важной для более глубокого самопознания (самопознание).

свернуть

Советы учащимся по позитивному отношению к жизни "Секреты хорошего настроения"

08.04.2020
развернуть

Советы учащимся

по позитивному отношению к жизни

«Секреты хорошего настроения»

1) Каждый день вечером (перед сном) вспомните - что самого заметного и хорошего произошло с Вами за день.

2) Делитесь своими успехами и достижениями с другими людьми.

3) Заряжайте себя и окружающих хорошим настроением.

4) В ситуациях, когда Вам трудно и нет настроения, вспоминайте веселые истории и анекдоты, и рассказывайте их другим людям.

5) Не бойтесь смеяться над собой, над тем, что смешно.

6) Чаще улыбайтесь.

7) Оценивайте любую ситуацию с позиции потенциальной возможности, задавая себе вопросы: «Как я могу это использовать?», «Что еще я могу сделать в этой ситуации?». Извлекайте из этого уроки и полезный опыт.

Упражнение «Позитивное мышление». Сядьте поудобнее, положите руки на верхнюю поверхность бедер и расслабьте плечи (10 сек). Закройте глаза. Представьте себе, что вы идете через красивую спокойную местность. Вы видите зеленые луга и мирно пасущихся животных. Вы подходите к маленькому озеру, видите на берегу скамейку. Вы садитесь на нее и прислушиваетесь к плеску воды. Вы сидите в этом спокойном месте. В вас проникает покой. Вы чувствуете его в себе и вокруг. Вы говорите себе: «Я совершенно спокоен». Достаточно, если вы тихо произнесете про себя эту фразу или просто представите себе, что вы совершенно спокойны (20 сек). Вы все еще сидите на скамейке совершенно спокойно и расслабленно — вы думаете об учебе в школе. Вы знаете, что у вас есть способности к учебе, и вы можете положиться на себя даже в трудной ситуации. Почувствуйте, что вы все можете: «Я могу положиться на себя». Когда вы так сидите спокойно и уверенно, вы твердо знаете, что ваша учеба в будущем будет успешной. Вы думаете о своих планах и говорите себе: «Я все сделаю». Вы ощущаете покой и уверенность. Вы уходите полными уверенности в себе. Вы наслаждаетесь чувством покоя, уверенности и безопасности. Вы говорите про себя: «Я все могу». Теперь потянитесь, глубоко вдохните и выдохните... откройте глаза. Вы спокойны, полны уверенности в себе, и ваша работа, конечно же, будет успешной.

свернуть

«12 шагов навстречу себе»

11.03.2020
развернуть

Экспресс–помощь человеку, попавшему в стрессовую ситуацию

«12 шагов навстречу себе»

  1. Из любой ситуации есть выход!
  2. Если ты не видишь выхода – ложись спать. Выход тебе может присниться.
  3. Если у тебя заноза, ее нужно удалить, иначе будет нарыв. Если у тебя есть проблема, ее нужно решить. Главное – определи свою проблему словами. Это уже половина ее решения.
  4. Если не получается смело посмотреть в глаза проблеме, можно поплакать. Наступит облегчение, тогда смотри п.3.
  5. Выпей теплый сладкий чай и поделись своей болью с другом или родителями. Если стесняешься рассказать, напиши.
  6. Можно рассказать о пережитом тобой не человеку, а своему домашнему животному. Они чутко улавливают твое состояние и берут твою боль на себя.
  7. Есть один способ «убежать от проблем» - надеть кроссовки и бежать, бежать, бежать, пока не откроется второе дыхание.
  8. Многим для большей устойчивости к стрессам помогает ежедневное закаливание.
  9. Всегда поможет в сложной ситуации нестандартный к ней подход. Дай себе отдых, посмотри мультик и вернись к пункту 3.
  10. Уж кого-кого, а себя ты не обманешь. Не старайся этого делать. Попробуй писать стихи, детективы, где с твоей ситуацией справляются придуманные герои.
  11. Если не придумаешь ничего лучше, можно хлопать дверьми, рвать бумагу, громить пластиковые бутылки. Занимаясь утомительной уборкой после содеянного, над предыдущими травмирующими ситуациями ты только посмеешься, это и будет твоим излечением.
  12. Если ты застрял в лифте, смотри, не наломай дров. Иногда, чтобы не навредить себе, лучше обратиться к специалистам (психологам, психоаналитикам, завучу по воспитательной работе, врачу…). Не всякая самодеятельность – творчество. Есть ученые люди, и они тебе помогут. Не стесняйся!!!
свернуть

Как справиться со стрессом?

03.02.2020
развернуть

Как справиться со стрессом?

Какой бывает стресс?

Человеческая история есть ни что иное, как история постоянного преодоления критических ситуаций. Любая новая ситуация требует от человека мобилизации сил для адаптации к новым условиям. Поэтому стресс можно рассматривать как источник повышения активности, приносящий человеку радость от усилия и ведущий к успешному преодолению трудностей, - эустресс. Автор учения о стрессе Ганс Селье называл такой вариант стресса «острой приправой к повседневной жизни».Однако, существует и другой вариант развития стресса, при котором появляется подавленность, ощущение беспомощности, никчемности, психосоматические заболевания, депрессии – дистресс. Именно дистресс вреден для человека.

Что такое дистресс?

Это нежелательная физическая, умственная или эмоциональная реакция, вызванная ситуацией, с которой Вы не можете (или полагаете, что не можете) успешно справиться. Стрессовая реакция есть нечто, что вы создаете внутри себя: реагирует не только организм, но и личность в целом.

Основная причина дистресса

Вы, и никто другой, отвечаете за ваши реакции (эмоциональные, психические, физические). Никто не создает Ваш стресс – Вы это делаете сами.

Центральным моментом в возникновении и течении стресса является отношение к событию, его вызывающему, оценка этого события. События, вызывающие стресс и ведущие к дистрессу, могут даже не содержать непосредственно угрозы здоровью, материальному благополучию или жизни, а лишь угрозу самооценке, престижу, «месту в обществе». «Людей расстраивают не события, а то, как они эти события воспринимают» (Эпиктет, 100 лет до н.э.).

Как Вы можете справиться со стрессом?

 Общие принципы

  • Научитесь по-новому смотреть на жизнь. Вы не должны больше позволять событиям или другим людям определять быть или не быть Вам счастливым. Не в вашей власти повлиять на чьё-либо поведение, кроме своего собственного, а эмоциональное благополучие слишком дорого, чтобы доверять его посторонним. Постарайтесь увидеть последствия ваших действий и определить, совместимы ли они с вашими ценностями и целями, которых Вы стремитесь достичь.
  • Будьте оптимистом. Учитесь находить положительные моменты даже в неприятных событиях. Больше думайте о чем-либо хорошем.
  • Стремитесь к разумной организованности. Составляйте список дел, классифицируйте их по срокам, важности и т.д. Реально смотрите на вещи: может быть что-то из намеченного вообще не стоит делать.
  • Учитесь говорить «нет». Не берите на себя слишком многого. Уясните себе границы Ваших возможностей и проявляйте твердость.
  • Учитесь радоваться жизни. Не откладывайте счастье «на потом». Концентрируйте свое внимание и чувства на том, что вы делаете, получая удовольствие от самой работы, а не от того, что она вам даст в будущем. Находите и отмечайте для себя приятные жизненные мелочи (красивый закат, внимание супруга, вежливое слово и т.д.).
  • Не будьте максималистом, будьте терпимы и снисходительны к себе и другим. Ставьте реальные цели.
  • Не концентрируйтесь на себе. Есть много дел и людей достойных Вашего внимания. Помогите тому, кто нуждается в Вашей помощи.
  • Высыпайтесь.
  • Регулярно занимайтесь физическими упражнениями. Это превосходный способ снять напряжение. Даже три 20-минутных интенсивных занятия в неделю могут сильно уменьшить стресс.
  • Питайтесь правильно. Употребляйте больше овощей и фруктов, меньше – жиров и соли. Ограничьте употребление сахара. Одновременно вы снизите и риск болезней сердца, рака, тучности и диабета. Не употребляйте много кофе и других кофеинсодержащих продуктов (чай, шоколад) – они стимулируют выработку адреналина. Ограничьтесь двумя-тремя чашками в день.
  • Не злоупотребляйте алкоголем. Попытки преодолеть стресс с помощью алкоголя часто приводит к обратному эффекту. Во-первых, потому, что состояние опьянения и выход из него сами по себе служат стрессом. Во-вторых, выпивший человек может совершить поступки, которые повергнут его в еще больший стресс. Максимально допустимая доза – не более 2 стаканов вина за прием и не чаще раз в неделю. Женщины должны употреблять в 2 раза меньше.

 Способы быстрого снятия стресса

 Физические упражнения.

Советуем Вам погулять, сделать пробежку, покататься на велосипеде или сходить на танцы.

Глубокое дыхание.

Концентрация на процессе дыхания заставляет на время забыть об источнике стресса.

 Расслабление.

Одна из возможных методик – поочередно напрягайте и расслабляйте мышцы (5-7 секунд напряжения. 20-30 секунд расслабления).

Отрыв от повседневности: поездки на отдых, театр, кино, телевидение, книги, воображение, медитация.

 Массаж, в т.ч. самомассаж.

  Если, несмотря на все принятые вами меры, вы испытываете дискомфорт и напряженность, Вас преследует утомление, раздражительность, суетливость и т.д., обратитесь за помощью к специалисту – психологу или психотерапевту.

свернуть

Памятка "Как готовить домашние задания"

04.11.2019
развернуть

Памятка

Как готовить домашние задания

  1. Активно работать на уроке: внимательно слушать и отвечать на вопросы.
  2. Если что-то непонятно, не стесняться задавать вопросы.
  3. Внимательно и подробно записывать задания по каждому предмету.
  4. Учиться пользоваться справочниками и словарями, чтобы уметь выяснять значение незнакомых слов и выражений.
  5. Научиться находить интересующую нужную информацию с помощью компьютера.
  6. Трудный материал урока надо повторить в тот же день, чтобы сразу закрепить его и запомнить.
  7. Выполняя домашнее задание, надо не просто думать, надо сделать, а еще и решать, с помощью каких средств и приемов этого можно добиться.
  8. Не стесняться обращаться за помощью к взрослым и одноклассникам.
  9. Перед выполнением домашней работы нужно убедиться, что в дневнике записаны все задания.
  10. Нужно решить, в какой последовательности лучше выполнять задания и сколько времени понадобится на каждое из них.
  11. На письменном столе должно лежать только то, что необходимо для выполнения одного задания. После его завершения со стола убираются уже использованные материалы и кладутся те учебные принадлежности, которые необходимы для выполнения задания по следующему предмету.
  12. В процессе приготовления домашнего задания делать перерывы.
  13. Изучая заданный материал, сначала надо его понять, а уже потом запомнить.
  14. Перед выполнением письменной работы необходимо выучить все правила, которые могут пригодиться.
  15. Читая учебник, надо задавать себе вопросы по тексту.
  16. Узнавая новые понятия и явления, надо связывать их по смыслу с уже известными ранее.
  17. Большое задание необходимо разбивать на части и работать над каждой из них в отдельности.
  18. Готовиться к сочинениям и докладам надо заранее, равномерно распределяя нагрузку, а не оставлять такую ответственную работу на последний день.
  19. Необходимо уметь пользоваться картами и схемами и использовать их при подготовке устных уроков.
  20. Надо составлять план устного ответа и проверять себя.

Подготовил:

педагог-психолог Петрович А.В.

свернуть

Рекомендации психолога выпускникам

10.05.2019
Волнение перед публичным выступлением знакомо каждому из нас. А школьники оказываются в такой ситуации очень часто – на уроке, на контрольной, на экзамене. У этой проблемы две стороны: одна – неумение учиться, недостаток знаний, другая – недостаточная психологическая готовность к таким ситуациям при удовлетворительных и даже хороших знаниях. 
развернуть

Одному ребенку нужно научиться лучше усваивать учебный предмет при подготовке к контрольным и экзаменам, другому - справляться со своими страхами, мобилизоваться в ответственной ситуации. Бывает и так, что высокая тревожность у одного и того же школьника сочетается с неумением учиться.

 Психологическая подготовка к экзаменам

Во-первых, необходимо внушить себе, что легкое волнение перед экзаменом - это вполне естественное и даже необходимое состояние. Оно мобилизует, настраивает на интенсивную умственную работу. Иногда отсутствие «предстартового» волнения даже мешает хорошим ответам.

Во-вторых, стоит научиться никогда не думать о провале на экзамене. Наоборот, надо мысленно рисовать себе картину уверенного, четкого ответа, полной победы.

В-третьих, за несколько дней до экзамена стоит проиграть с кем-нибудь эту ситуацию. Представить себе обстановку, учителей в экзаменационной комиссии, свои обычные переживания в таких случаях. Например: с трудом заставляю себя войти в класс; когда беру билет, дрожат руки, пересыхает в горле и т. д. Но вот сажусь готовиться, сосредотачиваюсь на задании, для меня больше ничего не существует. Потом уверенно подхожу к экзаменатору и отвечаю по готовой четкой схеме.

В-четвертых, стоит помнить о том, что взрослые, в том числе и экзаменаторы, – это тоже люди. Они могут отвлечься от содержания ответа, но при этом продолжают реагировать на голос отвечающего. Если он звучит уныло, неуверенно, невыразительно, это повлияет и на оценку.

В-пятых, надо понять: уверенность в себе приходит от сознания того, что ты хорошо подготовился и умеешь делать все, что от тебя требуется. То есть сосредоточиться нужно не на своей тревоге и ожидании («повезет - не повезет»), а на подготовке и самопроверке перед экзаменом.

Перед экзаменом

  • Подготовьте место для занятий: убери со стола лишние вещи, удобно расположи нужные учебники, пособия, тетради, бумагу, карандаши и т.п.
  • Введите в интерьер комнаты желтый и фиолетовый цвета (они повышают интеллектуальную активность). Для этого достаточно картинки или эстампа в этих тонах.
  • Составьте план занятий. Для начала определите: кто вы – «сова» или «жаворонок», и в зависимости от этого максимально используйте утренние или вечерние часы. Составляя план на каждый день подготовки, необходимо четко определить, что именно сегодня будет изучаться. Не вообще: «немного позанимаюсь», а какие именно разделы и темы.
  • Начните с самого трудного раздела, с того материала, который знаете хуже всего. Но если Вам трудно «раскачаться», можно начать с того материала, который наиболее всего интересен и приятен.
  • Чередуйте занятия и отдых: 40 минут занятий, затем 10 минут – перерыв. Во время перерыва можно помыть посуду, полить цветы, сделать зарядку, принять душ.
  • Выполняйте как можно больше различных опубликованных тестов по этому предмету. Эти тренировки ознакомят Вас с конструкциями тестовых заданий.
  • Тренируйтесь с секундомером в руках, засекайте время выполнения тестов (на 1 задание в части А в среднем должно уходить не более 2-х минут).
  • Готовясь к экзаменам, мысленно рисуйте себе картину триумфа. Никогда не думайте о том, что не справишься с заданием.
  • Оставьте один день перед экзаменом на то, чтобы еще раз повторить самые трудные вопросы.

Накануне экзамена

  • Многие считают: для того, чтобы полностью подготовиться к экзамену, не хватает всего одной, последней перед ним ночи. Это неправильно. Вы устали, и не надо себя переутомлять. Напротив, с вечера совершите прогулку, перед сном примите душ. Выспитесь как можно лучше, чтобы встать с ощущением «боевого» настроя.
  • В пункт сдачи экзамена Вы должны явиться, не опаздывая, лучше за 15-20 минут до начала тестирования.
  • Если на улице холодно, не забудьте тепло одеться, ведь Вы будете сидеть на экзамене 3 часа.

Перед началом тестирования

В начале тестирования Вам сообщат необходимую информацию (как заполнять бланк, какими буквами писать, как кодировать номер школы и т.д.). Будьте внимательны!!! От того, как Вы внимательно запомните все эти правила, зависит правильность Ваших ответов!

Во время тестирования

  • Пробегите глазами весь тест, чтобы увидеть, какого типа задания в нем содержатся.
  • Внимательно прочитаете вопрос до конца, чтобы правильно понять его смысл.
  • Если не знаете ответа на вопрос или не уверены, пропустите его, чтобы потом к нему вернуться. Начните с легкого! Начните отвечать на те вопросы, в знании которых Вы не сомневаетесь, не останавливаясь на тех, которые могут вызвать долгие раздумья.
  • Научитесь пропускать трудные или непонятные задания. Помните: в тексте всегда найдутся вопросы, с которыми Вы обязательно справитесь.
  • Думайте только о текущем задании! Когда Вы делаете новое задание, забудьте все, что было в предыдущем. Помните, задания в тестах не связаны друг с другом, поэтому знания, которые Вы применили в одном, решенном Вами, как правило, не помогают, а только мешают сконцентрироваться и правильно решить новое задание.
  • Многие задания можно быстрее решить, если не искать сразу правильный вариант ответа, а последовательно исключать те, которые явно не подходят. Метод исключения позволяет в итоге сконцентрировать внимание всего на одном - двух вариантах, а не на всех пяти-семи.
  • Оставьте время для проверки своей работы, чтобы успеть пробежать глазами и заметить явные ошибки.
  • Если не уверены в выборе ответа, доверьтесь интуиции!

Как вести себя на экзамене

  1. Начинать готовиться с более легкого вопроса или задания.
  2. Не тратить много времени на подробные ответы по первым вопросам, иначе другие задания останутся невыполненными.
  3. На устном экзамене обязательно сначала составить схему ответа.
  4. Писать разборчиво, в расчете на экзаменатора, подчеркнуть в ответе главные мысли и даты, чтобы это бросалось в глаза.
  5. Убедиться, что в готовом ответе есть вступление, основная часть и заключение.
  6. Не сдавать письменные работы без проверки. 

Подготовил: 
педагог-психолог Петрович А.В.

свернуть
Ещё в этом разделе