Советы психолога

Выявление насилия и оказание помощи несовершеннолетним

26.01.2023
развернуть

Рекомендации для учителей

08.09.2022
развернуть

 Похвала - очень действенный, важный и тонкий инструмент в руках учителей.

? Почему детей нужно хвалить
Похвала

  • формирует доверительные отношения
  • дарит веру в себя и формирует здоровую самооценку
  • поддерживает мотивацию

? Как правильно хвалить школьников:

1. Хвалить за старательность: не только за достижения, но и за усилия
2. Хвалить за конкретные действия, чтобы он понимал, что именно сделал хорошо и почему вообще хорошо
3. Не следует хвалить за все подряд, иначе смысл похвалы теряется
4. Подкреплять похвалу невербальными компонентами: улыбкой, жестом
5. Четко обозначать, за что хвалите
6. Хвалить не только "любимчиков" в классе
7. Не нужно противопоставлять и сравнивать школьника с другими детьми

 "Если вы не знаете, за что похвалить ребенка, придумайте это!" - советует психиатр и психотерапевт В. Леви в своей книге "Нестандартный ребенок"

свернуть

ФОРМИРОВАНИЕ И ПОДДЕРЖКА УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ ДЕТЕЙ

01.04.2022
(по материалам газеты «Школьный психолог»)
развернуть

 «Современные дети не хотят учиться». Эта фраза стала не просто расхожей, она превратилась в нечто вроде присказки. Или глобального объяснительного принципа неудач взрослых в трудном деле обучения подрастающего поколения. Определенная доля правды в этом утверждении есть, но какое-то оно неполное, чего-то в нем явно не хватает... Взрослых в нем и не хватает — их доли ответственности. Помните знаменитую формулу революционной ситуации по В.И. Ленину? «Низы не хотят, а верхи не могут...» Пожалуй, при небольшой косметической поправке она вполне годится для характеристики сегодняшнего положения в образовании: «Дети не хотят, а взрослые не могут учить их по-старому». И что же делать? Логика подсказывает два возможных пути изменения ситуации.

Путь первыйзаставить детей хотеть, тогда и взрослые смогут их учить. Путь второй — научиться учить по-другому, так, чтобы дети научились хотеть учиться. Оба пути возможны. «Заставить хотеть» трудно, неприятно обеим сторонам, но в принципе возможно. Метод «кнута и пряника», социальное давление, поддержка мощного социального «надо» в сознании ученика — все это методы старые, проверенные, в том числе в российской педагогике. На этом пути главное — неусыпный и постоянный контроль. Как только он ослабеет, хотение вновь исчезнет.

Второй путь интереснее и приятнее, он предполагает опору на внутренние стимулы к учебе, но имеет и свои недостатки: его реализация невозможна без существенного изменения педагогических средств, используемых для создания и поддержания учебной мотивации. Здесь нужны таких  педагогические средства, с помощью которых можно создавать внутреннюю мотивацию, обучать детей непростому искусству хотения учиться.

В последние годы в массовом психолого-педагогическом сознании происходит постепенное искажение самого понятия «учебная мотивация». В портрете идеального, «замотивированного» ученика начинают все отчетливее проступать мрачные черты долженствования: это ребенок, понимающий смысл учебы для себя, осознающий, зачем и почему он должен учиться, умеющий сознательно ставить учебные цели и т.д. Осознанная учебная мотивация — это замечательно, но не на всех этапах обучения возможная и не для всех детей подходящая. Для многих детей характерна не осознанная учебная мотивация, а желание учиться, установка на учебу, и это не менее ценно.

ТАК ГДЕ ЖЕ ИСТОКИ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ?

На какие «кнопочки» можно нажимать, к каким внутренним источникам активности ребенка подключаться, для того чтобы побуждать его к учебному труду? Ниже представлен перечень таких источников, не претендующий на безусловную полноту, но тем не менее весьма объемный.

  • Интерес к информации (познавательная потребность).
  • Интерес к способу действия.
  • Интерес к людям, организующим процесс или участвующим в нем.
  • Потребность в самовыражении и (или) самопрезентации.
  • Потребность в самопознании и (или) самовоспитании.
  • Актуализация творческой позиции.
  • Осознание значимости происходящего для себя и других.
  • Потребность в социальном признании.
  • Избегание наказания (физического или морального).
  • Получение материальных выгод и преимуществ.

Внутренних психологических источников учебной мотивации существует очень много, и если все их грамотно задействовать, проблем может стать значительно меньше.

РЕКОМЕНДАЦИИ

1. Поддерживать и формировать интерес к информации

«Ужасно интересно все то, что неизвестно» — такова психологическая природа этого источника учебной мотивации. Роль взрослых – поощрять этот Интерес. Большинство детей приходит в школу «почемучками», с огромным желанием узнать, понять, заглянуть туда, куда нет пути прямому человеческому взгляду. Конечно, в разные возрастные периоды содержание познавательных интересов различно. Младших школьников волнует вопрос, как все вокруг устроено, младших подростков — эта же тема, а еще то, что все работает, собирается и разбирается. Подростков постарше — как устроены они сами, старшеклассников — как устроен мир и то, что находится за пределами человеческого понимания. И конечно, во всех возрастах притягательны тайны, загадки, интриги, которые взрослые целенаправленно могут использовать в своей работе.

2. Поддерживать и стимулировать интерес к способу действия

Нормальная и очень ценная человеческая потребность — понять, как что-то делается, и сделать это еще лучше. Дойти до эффективного способа решения задачи самому — это удовольствие. Удовольствие исследователя, первооткрывателя, творца. Передавая готовые способы действия и «натаскивая» учеников на их автоматическое стопроцентное воспроизводство, мы лишаем их истинно человеческого наслаждения. А значит, взрослым необходимо развивать самостоятельность мышление детей.

3. Использовать детский интерес к людям, организующим процесс обучения

В любом деле кого-то интересует сам процесс, кого-то результат, а кого-то — возможность общения, построения отношений. Возможность общаться в ходе учебного процесса для многих школьников — огромный стимул. Естественно, что общение в этом случае должно быть встроено в учебный процесс, надо не мешать ему, а, наоборот, продвигать, обеспечивать. Другой аспект — это общение с педагогом. Если учение построено таким образом, что у ребенка есть возможность выстраивать ценные для него отношения с педагогом, для целой группы учеников это может быть стимулом.

4. Создавать условия для реализации потребности в самовыражении и самопрезентации

Если человеку присуща такая черта, как демонстративность, — ее не спрячешь и в мешок не зашьешь. Она рвется наружу, и это нормально. Не нормально, когда демонстративные дети лишены возможности проявлять эту свою особенность «законным» путем, а вынуждены устраивать представления, кривляться, нарушать ход урока, в общем — выступать в роли шутов и хулиганов. Но не только демонстративным детям нужны учебные ситуации, позволяющие презентировать себя, свои таланты и возможности. Они нужны всем, а следовательно — стимулируют к учебе.

5. Помогать детям удовлетворить потребность в самопознании и самовоспитании

Она актуализируется у большинства учащихся в подростковый период. Отсюда — огромный интерес к психологическим тестам, урокам психологии: там ведь идет разговор о них самих. Между тем современные курсы литературы, истории, биологии и многих других школьных дисциплин могут быть поданы таким образом, чтобы опираться на эту потребность и тем самым повышать интерес учеников к предмету. Ресурс для актуализации потребности в самовоспитании — это разнообразные ситуации преодоления, которые необходимо создавать для школьников в учебном процессе.

6. Актуализировать творческую позицию детей

С этой целью необходимо использовать ситуации, предполагающие проявление нестандартности, творческости, создания абсолютно нового продукта (пусть даже чисто учебного по своей сути). Данный способ повышения интереса к учебе один из самых оптимальных.

7. Создавать условия для осознания значимости происходящего для себя и для других

Взрослым необходимо стимулировать ту самую «осознанную» учебную мотивацию: «Я учусь потому, что мне  это надо». Осознанная мотивация — удел старшеклассников. До нее нужно дорасти. И очень хорошо, если она подкрепляется еще каким-нибудь эмоциональным интересом. Иначе учеба становится продуктивным, но очень энергозатратным процессом для ребенка: постоянно нужно объяснять себе значимость совершаемых усилий на рациональном уровне.

8. Создавать ситуацию успеха и  социального признания

Эту естественную потребность для детей, которые готовы хорошо и усердно учиться для того, чтобы их любили, уважали значимые взрослые, так же следует целенаправленно использовать. Этот источник учебной активности мощно используется в сегодняшней педагогической практике и родителями и учителями.

9. Использование мотивов избегание наказания, получение материальных выгод и преимуществ

Весьма распространенный и часто действенный способ стимуляции активности. Более того, для многих школьников младшего и среднего школьного возраста практически незаменимый: если внутренние источники познавательной активности слабы, желание проявить себя и заявить о себе не развито, без них трудно обойтись. Но нужно понимать, что такого рода гедонистические стимулы исчерпаемы и для своей подпитки требуют постоянного увеличения «габаритов» как наказания, так и поощрения. Если они — единственный источник активности, вряд ли мы можем ожидать от ребенка хороших учебных результатов.

Научиться грамотно сочетать все возможные способы побуждения ребенка к учебной активности, вовремя переходить от одного способа к другому, подбирая к каждому отдельному человеку его личную, индивидуальную «кнопочку» — это хороший шанс поддержания учебной мотивации.

свернуть

Рекомендации классному руководителю: как сплотить классный коллектив

02.03.2022
развернуть

Чтобы помочь ребенку чувствовать свою коммуникативную состоятельность, т.е. строить и поддерживать приемлемые отношения с учителем и одноклассниками, мы предлагаем следующие рекомендации:

1. Создать в классе единую систему традиций и ценностей. Для этого можно предложить детям ответить на вопросы анкеты:

  • Каким, по твоему мнению, должен быть дружный класс?
  • Как сделать так, чтобы класс стал дружным?
  • Какие традиции есть в нашем классе?
  • Назови твои "можно" и "нельзя" в классе.
  • Какие мероприятия в классе, по твоему мнению, должны стать традиционными?

Ввести традицию обратной связи.

В конце каждой четверти и в конце года дети пишут записки, где могут задать вопрос, написать что-то наболевшее, о чем не могут сказать вслух. На основе этого педагог планирует воспитательную работу.

Создать "ящик пожеланий".

Проводить как можно больше традиционных внеклассных мероприятий.

Традиция учащихся класса под названием "Я пришел в этот день в этот мир".

Традиция быть всем классом всегда рядом с тем, у кого в жизни наступили трудные дни.

Традиция походов и экскурсий на природу, по памятным местам своего отечества, своей страны.

2. Особую работу следует вести с "отвергнутыми" детьми.

  • Попытаться привлечь их к совместной деятельности класса.
  • Найти для них поручения, где они раскрывали бы свои лучшие способности.
  • Чаще хвалить и поощрять их в присутствии класса, но делать это за конкретно выполненное ими действие или поступок.

3. Работа в группах.

На уроках можно организовать работу по подгруппам, причем в каждой должны быть как "сильные", так и "слабые" ученики.

Группа должна придерживаться принципа взаимопомощи и поддержки, должна быть мотивация на достижение, а между группами необходим момент соперничества. Состав групп должен меняться постоянно.

4. Задействуйте учеников класса в одном увлекательном коллективном творческом деле (КТД). Но оно не должно быть однодневным. В ходе совместной работы в рамках этого дела дети смогут поучаствовать и в викторинах, и в различных школьных и городских мероприятиях, ходить в кино или театр, посещать музеи, библиотеки, вместе читать, участвовать в походах и т.д. Таким образом, ученики много времени будут проводить вместе.

Разбейте класс на группы, включив в каждую детей из "разных лагерей" (если такие имеются). Каждой группе дайте какое-либо задание в соответствии с КТД. Следите за ходом его выполнения. Обсудите выполненные работы. Отметьте ту группу учеников, которая лучше справилась с заданием. Переформировывайте группы в течение всего коллективного творческого дела.

Выводы:

Итак, для того, чтобы превратить класс в дружную команду, недостаточно совместных походов в кино и театр. Нужны увлекательные коллективные творческие дела и желательна помощь школьного психолога. Тогда ребята будут лучше учиться и комфортно чувствовать себя в школе. Помочь сплотить детский коллектив должны не только педагоги, но и родители. Классный руководитель обучает ребят, как сообща думать и придумывать дело, как предоставить каждому возможность высказаться и быть услышанным, как распределить свои силы и время, как необходимо действовать, чтобы достичь результата. На это работают все технологии коллективной творческой деятельности и методы организации микрогрупп (команд). Классный руководитель использует  все возможные коллективные формы работы игрового, состязательного, творческого характера. Его приоритеты - дела, которые могут объединить ребят, в которых школьники смогут проявить себя и получить признание сверстников (конкурс, спектакль, концерт, поход, соревнование и многое другое).

Чтобы сдружить класс, понадобится довольно много времени (от полугода до нескольких лет).

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОАНАЛИЗА КЛАССНОГО КОЛЛЕКТИВА:

1. Выполняем ли мы всем классом полезное, нужное дело? По своей инициативе это делаем или по принуждению?

2. Все ли мы достаточно внимательны друг к другу? Переживаем ли мы все вместе, если кому-нибудь из нас плохо? Радуемся ли успехам товарищей? принимаем ли близко к сердцу их неудачи?

3. Можно ли сказать, что наш класс отлично организован, что мы работаем, трудимся и учимся по принципу: "Один за всех и все за одного"? Если нет, то почему? Если да, то в чем это проявляется?

4. Достаточно ли хорошо мы понимаем друг друга? Умеем ли мы находить общий язык, вырабатывать общее мнение по важным для коллектива вопросам?

5. Можем ли мы, готовы ли собрать свою волю, проявить настойчивость, принципиальность в трудные минуты?

6. Какое общее дело нам по силам в ближайшее время?

свернуть

Советы психолога по преодолению стрессовых ситуаций

развернуть

Советы учителям по преодолению стрессовых ситуаций

При возникновении нервных напряжений, вызванных перегрузками, предлагается следующий ряд советов:

1)  Осознать своё состояние как результат, как следствие перегрузок. Вызвать желание изменить свою жизнь, преобразовать регламент своей профессиональной деятельности.

2)  При подготовке к урокам планировать фазы самостоятельной работы учащихся, которые позволяют расслабиться и немного отдохнуть.

3)  Чаще находиться в такой обстановке, где возникает душевный психологический комфорт. Общаться с такими людьми, которые вызывают эмоционально позитивное состояние.

4)  Придерживаться принципа и осознать, что мир несовершенен, и он не соответствует нашим ожиданиям. Поэтому нельзя отвечать за всё и ожидать того, что всегда достигнешь желаемого результата. Старайтесь построить свой мир в пределах своей компетенции в рамках своей профессиональной ответственности.

5)  Совершенствоваться в области межличностных отношений.

6)  Стремиться преодолевать повседневную рутину. Использовать для этого наиболее эффективные средства:

- освоение новых методов преподавания;

- изменение содержания предметов;

- смену классов и ступеней обучаемых.

7)  Избегать профессиональной замкнутости и изоляции, обсуждать свои проблемы с коллегами по работе.

8)  Заниматься физическими упражнениями, способствующими расслаблению, снятию психических напряжений; дыхательной гимнастикой, аутотренингами, медитацией, воображаемыми путешествиями.

9)  Использовать словесные способы саморегуляции: самоприказ, самопрограммирование, самопоощрение.

свернуть

Рекомендации педагогическим работникам

05.10.2020
развернуть

Рекомендации педагогическим работникам

Способы психической саморегуляции

Саморегуляция — это управление своим психоэмоциональным состоянием, которое достигается путем воздействия человека на самого себя с помощью силы слов (аффирмация), мысленных образов (визуализация), управления мышечным тонусом и дыханием. Приемы саморегуляции можно применять в любых ситуациях.

В результате саморегуляции могут возникать три основных эффекта:

  • эффект успокоения (устранение эмоциональной напряженности);
  • эффект восстановления (ослабление проявлений утомления);
  • эффект активизации (повышение психофизиологической реактивности).

Существуют естественные способы саморегуляции психического состояния, к которым относятся: длительный сон, еда, общение с природой и животными, массаж, движение, танцы, музыка и многое другое. Но подобные средства нельзя использовать, например, на работе, непосредственно в тот момент, когда возникла напряженная ситуация или накопилось утомление.

Своевременная саморегуляция выступает своеобразным психогигиеническим средством. Она предотвращает накопление остаточных явлений перенапряжения, способствует полноте восстановления сил, нормализует эмоциональный фон деятельности и помогает взять контроль над эмоциями, а также усиливает мобилизацию ресурсов организма.

Естественные приемы регуляции организма являются одними из наиболее доступных способов саморегуляции:

  • смех, улыбка, юмор;
  • размышления о хорошем, приятном;
  • различные движения типа потягивания, расслабления мышц;
  • наблюдение за пейзажем;
  • рассматривание цветов в помещении, фотографий, других приятных или дорогих для человека вещей;
  • купание (реальное или мысленное) в солнечных лучах;
  • вдыхание свежего воздуха;
  • высказывание похвалы, комплиментов и пр.

Кроме естественных приемов регуляции организма существуют и другие способы психической саморегуляции (самовоздействия). Рассмотрим их более подробно.

Способы саморегуляции, связанные с управлением дыханием

Управление дыханием — это эффективное средство влияния на тонус мышц и эмоциональные центры мозга. Медленное и глубокое дыхание (с участием мышц живота) понижает возбудимость нервных центров, способствует мышечному расслаблению, то есть релаксации. Частое (грудное) дыхание, наоборот, обеспечивает высокий уровень активности организма, поддерживает нервно-психическую напряженность. Ниже представлен один из способов использования дыхания для саморегуляции.

Сидя или стоя постарайтесь по возможности расслабить мышцы тела и сосредоточьте внимание на дыхании.

1. На счет 1-2-3-4 делайте медленный глубокий вдох (при этом живот выпячивается вперед, а грудная клетка неподвижна).

2. На следующие четыре счета задержите дыхание.

3. Затем сделайте плавный выдох на счет 1-2-3-4-5-6.

4. Снова задержите дыхание перед следующим вдохом на счет 1-2-3-4.

Уже через 3-5 минут такого дыхания вы заметите, что ваше состояние стало заметно спокойней и уравновешенней.

Способы саморегуляции, связанные с управлением тонусом мышц, движением.

Под воздействием психических нагрузок возникают мышечные зажимы, напряжение. Умение их расслаблять позволяет снять нервно-психическую напряженность, быстро восстановить силы. Как правило, добиться полноценного расслабления сразу всех мышц не удается, нужно сосредоточить внимание на наиболее напряженных частях тела.

Сядьте удобно, если есть возможность, закройте глаза.

1. Дышите глубоко и медленно.

2. Пройдитесь внутренним взором по всему вашему телу, начиная от макушки до кончиков пальцев ног (либо в обратной последовательности) и найдите места наибольшего напряжения (часто это бывают рот, губы, челюсти, шея, затылок, плечи, живот).

3. Постарайтесь еще сильнее напрячь места зажимов (до дрожания мышц), делайте это на вдохе.

4. Прочувствуйте это напряжение.

5. Резко сбросьте напряжение — делайте это на выдохе.

6. Сделайте так несколько раз.

В хорошо расслабленной мышце вы почувствуете появление тепла и приятной тяжести.

Если зажим снять не удается, особенно на лице, попробуйте разгладить его с помощью легкого самомассажа круговыми движениями пальцев (можно поделать гримасы удивления, радости и пр.).

Способы саморегуляции, связанные с воздействием словом

Словесное воздействие задействует сознательный механизм самовнушения, идет непосредственное воздействие на психофизиологические функции организма. Формулировки самовнушений строятся в виде простых и кратких утверждений, с позитивной направленностью (без частицы «не»).

Самоприказы

Один из таких способов саморегуляции основан на использовании самоприказов — коротких, отрывистых распоряжениях, сделанных самому себе. Применяйте самоприказ, когда убеждены в том, что надо вести себя определенным образом, но испытываете трудности с соответствующей организацией своего поведения. Говорите себе: «Разговаривать спокойно!», «Молчать, молчать!», «Не поддаваться на провокацию!» — это помогает сдерживать эмоции, вести себя достойно, соблюдать требования этики и правила общения.

Последовательность работы с самоприказами следующая:

1. Сформулируйте самоприказ.

2. Мысленно повторите его несколько раз.

3. Если это возможно, повторите самоприказ вслух.

Самопрограммирование

Во многих ситуациях целесообразно «оглянуться назад», вспомнить о своих успехах в аналогичном положении. Прошлые успехи говорят человеку о его возможностях, о скрытых резервах в духовной, интеллектуальной, волевой сферах и вселяют уверенность в своих силах.

Настроить себя на успех можно с помощью самопрограммирования.

1. Вспомните ситуацию, когда вы справились с аналогичными трудностями.

2. Используйте аффирмации. Для усиления эффекта можно использовать слова «именно сегодня», например:

· «Именно сегодня у меня все получится»;

· «Именно сегодня я буду самой(-ым) спокойной(-ым) и выдержанной(-ым)»;

· «Именно сегодня я буду находчивой(-ым) и уверенной(-ым)»;

· «Мне доставляет удовольствие вести разговор спокойным и уверенным голосом, показывать образец выдержки и самообладания».

3. Мысленно повторите текст несколько раз.

Формулы-настрои можно произносить вслух перед зеркалом или про себя, по дороге.

Самоодобрение (самопоощрение)

Люди часто не получают положительной оценки своего поведения со стороны. Особенно трудно переносимым является ее дефицит в ситуациях повышенных нервно-психических нагрузок, что является одной из причин увеличения нервозности, раздражения. Поэтому важно поощрять себя самим. В случае даже незначительных успехов целесообразно хвалить себя, мысленно говоря: «Молодец!», «Умница!», «Здорово получилось!».

свернуть

Рекомендации педагогам по профилактике и предотвращению травли среди учащихся

20.12.2019
развернуть

Рекомендации педагогам по профилактике и предотвращению травли среди учащихся

Буллинг. Как ему противостоять.

Буллинг -  (от английского bully хулиган, драчун, задира, грубиян) – притеснение, травля, дискриминация.

В более широком смысле - это особый вид насилия, когда один человек (или группа) физически нападает, или угрожает другому, более слабому физически и морально человеку (или группе лиц). От случайной драки буллинг отличается систематичностью и регулярностью повторов.

Цель буллинга - за агрессивным поведением скрыть свою неполноценность. Буллинг не имеет ничего общего с руководством коллективом, если он применяется взрослыми, так как хороший администратор (учитель) управляет и руководит коллективом, плохой - травит. Поэтому, любой, кто выбирает травлю как метод, будь то взрослый или ребенок, показывает свою неполноценность, и та сила, с которой человек травит другого, определяет степень неполноценности тирана.

Кто участвует в буллинге?

В буллинге участвуют не только дети, но и педагоги. То есть, как жертвами буллинга могут стать и дети и педагоги, так и буллерами могут выступать и взрослые и дети. 

Причины возникновения буллинга в детских коллективах

Существует целый ряд факторов, способствующих процветанию буллинга в детских коллективах. Во многом развитию этого явления способствуют воспитание в семье и микроклимат того образовательного учреждения, куда попадают дети для получения образования.

Взрослые в школе могут непреднамеренно или иным образом участвовать в буллинге, провоцировать или способствовать ему путём:

унижения ученика, который не успевает/преуспевает в учёбе или уязвим в других отношениях.

негативных или саркастических высказываний по поводу внешности или происхождения ученика.

устрашающих и угрожающих жестов или выражений.

привилегированного отношения к заискивающим учащимся.

оскорбления учеников унизительными, а иногда даже нецензурными словами.

Способствовать буллингу могут также:

наличие в классе признанного лидера;

возникновение острого конфликта между двумя учениками под влиянием внешних поводов, которые являются провоцирующими факторами для агрессора (буллера);

нежелание преподавателей в силу своего незнания брать на себя ответственность за противостояние властолюбивому поведению учеников.

отсутствие контроля со стороны преподавателей за поведением учащихся на переменах.

Мотивами буллинга являются:

зависть;

месть (когда жертвы переходят в разряд буллеров: наказать за боль и причиненные страдания);

чувство неприязни;

борьба за власть;

нейтрализация соперника через показ преимущества над ним;

самоутверждение вплоть до удовлетворения садистских потребностей отдельных личностей;

стремление быть в центре внимания, выглядеть круто;

стремление удивить, поразить;

стремление разрядиться, приколоться;

желание унизить, запугать непонравившегося человека.

Часто буллерами становятся:

дети, воспитывающиеся родителями-одиночками;

дети из семей, в которых у матери отмечается негативное отношение к жизни;

дети из властных и авторитарных семей;

дети из конфликтных семей;

дети с низкой устойчивостью к стрессу;

дети с низкой успеваемостью

Буллеры это:

активные, общительные дети, претендующие на роль лидера в классе;

агрессивные дети, использующие для самоутверждения безответную

жертву;

дети, стремящиеся быть в центре внимания;

дети высокомерные, делящие всех на "своих" и "чужих" (что является результатом соответствующего семейного воспитания);

максималисты, не желающие идти на компромиссы;

дети со слабым самоконтролем, которые не научились брать на себя

ответственность за свое поведение;

дети, не обученные другим, лучшим способам поведения, т.е. не воспитанные.

Чаще всего жертвами насилия становятся дети, имеющие:

физические недостатки носящие очки, со сниженным слухом или с двигательными нарушениями (например, при ДЦП), то есть те, кто не может защитить себя, физически слабее своих ровесников;

особенности поведения замкнутые, чувствительные, застенчивые, тревожные или дети с импульсивным поведением. Гиперактивные дети бывают слишком назойливыми и общительными: влезают в чужие разговоры, игры, навязывают свое мнение, нетерпеливы в ожидании своей очереди в игре. По этим причинам они часто вызывают раздражение и негодование в среде сверстников;

особенности внешности все то, что выделяет ребенка по внешнему виду из общей массы, может стать объектом для насмешек: рыжие волосы, веснушки, оттопыренные уши, кривые ноги, особенная форма головы, вес тела (полнота или худоба);

плохие социальные навыки недостаточный опыт общения и самовыражения. Такие дети не могут защищаться от насилия, насмешек и обид, часто не имеют ни одного близкого друга и успешнее общаются со взрослыми, чем со сверстниками;

страх перед школой неуспеваемость в учебе часто формирует у детей

отрицательное отношение к школе, страх посещения отдельных предметов, что воспринимается окружающими как повышенная тревожность, неуверенность;

отсутствие опыта жизни в коллективе (домашние дети) не имеющие опыта взаимодействия в детском коллективе до школы, могут не обладать навыками, позволяющими справляться с проблемами в общении;

особенности здоровья существует масса расстройств, которые вызывают насмешки и издевательства сверстников: эпилепсия, тики, заикание, нарушения речи и другие болезненные состояния;

низкий интеллект и трудности в обучении слабые способности могут являться причиной низкой обучаемости ребенка. Плохая успеваемость формирует низкую самооценку: "Я не справлюсь", "Я хуже других" и т. д. Низкая самооценка может способствовать в одном случае формированию роли жертвы, а в другом насильственному поведению как варианту компенсации. Поэтому ребенок с низким уровнем интеллекта и трудностями в обучении может стать как жертвой школьного насилия, так и насильником.

Распознать буллинг можно по поведению, определенным признакам и настроению ребенка. Жертва, как правило, ощущает свою беззащитность и угнетенность перед обидчиком. Это ведет к чувству постоянной опасности, страху перед всем и вся, чувству неуверенности и, как следствие, к утрате уважения к себе и веры в собственные силы. Другими словами, ребенок - жертва становится действительно беззащитным перед нападками хулиганов. Крайне жестокий буллинг может подтолкнуть жертву на сведение счетов с жизнью. В связи с этим окружающим близким людям необходимо проявлять предельное внимание даже к незначительному изменению в поведении ребенка.

Поведенческие особенности жертвы буллинга: дистанцированность от взрослых и детей; негативизм при обсуждении темы буллинга; агрессивность к взрослым и детям.

Эмоциональные особенности жертвы буллинга:

напряженность и страх при появлении ровесников;

обидчивость и раздражительность;

грусть, печаль и неустойчивое настроение.

Последствия буллинга:

Буллинг оставляет глубокий след в жизни жертв и отражается на эмоциональном и социальном развитии, на школьной адаптации, может иметь тяжелые психологические последствия. Дети, которые подверглись травле, получают тяжелую психологическую травму. Не имеет значения, какой буллинг имел место: физический или психологический. Даже через много лет на тренингах люди, вспоминая, как их травили в школе, часто плачут и рассказывают о своих очень болезненных переживаниях. Это одна из самых сильных эмоциональных травм для ребенка. Поэтому ребенку необходимо оказывать помощь.

Буллинг оказывает влияние не только на жертву, но и на агрессора и на зрителей. Жертвы буллинга испытывают сложности со здоровьем и успеваемостью, в три раза чаще сверстников имеют симптомы тревожно-депрессивных расстройств, апатию, головные боли и энурез, совершают попытки суицида.

Взрослые, которые были в детстве жертвами буллинга, проявляют более высокий уровень депрессии и более низкий уровень самооценки, страдают от социальной тревожности, одиночества и беспокойства, часто страдают депрессиями в среднем возрасте и тяжелой депрессией в зрелом возрасте.

У школьных агрессоров буллинга во взрослом возрасте может возникать чувство вины, развивается высокий риск попасть в криминальные группировки.

Как быть в случаях обнаружения буллинга?

Как показывает практика, отношения в классе во многом зависят от тактики поведения, избранной учителем с первых дней работы с классом. Учитель может не только не допустить возникновения ситуации отвержения, но и должен способствовать преодолению стереотипа отношений в классе, доставшемся ему по наследству от коллеги. Но ему понадобится помощь психолога и родителей в борьбе с разделением класса на отдельные группировки и с развитием буллинга.

Алгоритм действий при обнаружении случая буллинга:

  • следует с самого первого дня пресекать любые насмешки над неудачами одноклассников;
  • следует пресекать любые пренебрежительные замечания в адрес одноклассников;
  • если по каким-либо причинам репутация ребенка испорчена, нужно дать ему возможность показать себя в выгодном свете;
  • помогают объединить класс совместные мероприятия, поездки, постановки спектаклей, выпуск стенгазет и т.д.;
  • необходимо дать возможность наиболее активным детям проявить себя и самоутвердиться за счет своих способностей, а не за счет унижения других;
  • следует избегать высмеивания и сравнивания ребят на уроках. Некоторые учителя даже оценки за контрольные работы не объявляют публично, а выставляют в дневники;
  • разбор ошибок необходимо делать, не называя тех, кто их допустил, или индивидуально. Имеет смысл поговорить с преследователями о том, почему они пристают к жертве, обратить их внимание на чувства жертвы.

Рекомендации по профилактике агрессивного поведения учащихся:

1. Заниматься профилактикой и коррекцией отклонений в эмоциональной сфере подростков.

2. Снижать асоциальное поведение школьников.

3. Развивать стрессоустойчивые качества личности обучающихся.

4. Формировать:

  • навыки оценки социальной ситуации и принятия ответственности за собственное поведение в ней;
  • навыки восприятия, использование и оказание психологической и социальной поддержки;
  • навыки отстаивания своих границ и защиты своего персонального пространства;
  • навыки защиты своего Я, самоподдержки и взаимоподдержки;
  • навыки бесконфликтного и эффективного общения.

5. Направлять осознание и развитие имеющихся личностных ресурсов, способствующих формированию здорового жизненного стиля и высокоэффективного поведения.

Лучший способ разрешения проблем насилия - профилактика. Ключевыми словами, раскрывающими сущность социально-педагогической профилактики является: предохранение, предупреждение, устранение, контроль. Профилактика насилия в школе заключается в правильном отношении взрослых к этим проблемам. Педагоги не должны оставаться безучастными и терпимыми к агрессивным выходкам школьников. Большая роль отводится классному руководителю. Он не имеет права не замечать, что происходит с его учениками. Необходимо обращать внимание на формирование группировок в классе, знать о взаимоотношениях детей, оказывать своевременную психологическую поддержку ученикам. Сотрудничать с семьями, родителями, опекунами. Любая информация о проявлении насилия должна быть проверена и принята к вниманию.

Методики и упражнения для работы с классом:

Упражнение Колпак

Все участники стоят в кругу. Сначала тренер зачитывает небольшое шуточное четверостишие: Колпак мой треугольный. Треугольный мой колпак. А если не треугольный, то это не мой колпак. Далее тренер последовательно вводит инструкцию: вместо слова колпак участники должны дважды хлопнуть себя по голове; вместо слова мой показать на себя; слово треугольный изображается выбрасыванием трех пальцев. Само заменяемое слово не произносится. Каждое вводимое условие тренер проговаривает и показывает; делает он это достаточно медленно, последовательно усложняя инструкцию. Постепенно темп выполнения упражнения увеличивается.

Упражнение Проигрывание ситуаций.

Цель развитие сплоченности группы, умения разрешать конфликтные ситуации.

Обсудите с детьми реально возникший конфликт или расскажите сами о какой-то ссоре и предложите им дать рекомендации, как погасить этот конфликт. Предложите игру Ты поссорился с другом и хочешь помириться. В ходе этой ролевой игры можно использовать следующие приемы: создание соответствующей обстановки (какие-то декорации, костюмы др.); обмен ролями (дети во время игры могут меняться ролями, что дает возможность прочувствовать другую точку зрения); прием зеркала (дети как можно точнее стараются изобразить позу, мимику и типичные выражения изображаемого персонажа).

Упражнение Письмо любви

Задание участникам: На листе бумаги начертите пять колонок. Название первой колонки Гнев, в ней напишите, почему вы испытываете гнев, обиду, раздражение по отношению к партнеру. Вторая колонка называется Печаль, в ней напишите, из-за чего вы испытываете печаль или разочарование по отношению к партнеру. Третья колонка посвящена страху. В четвертой под названием Сожаление выскажите смущение, сожаление о чем-то, попросите прощения, извинитесь перед партнером. В пятой колонке напишите о любви, о том, как вы цените своего партнера, о своих пожеланиях на будущее. После этого сами попытайтесь ответить на свое же письмо.Обычно люди пишут именно те фразы, которые хотят услышать от своего партнера: Я все понимаю, Мне жаль, Ты заслуживаешь большего

 

Подготовил:

педагог психолог Петрович А.В.

свернуть

Рекомендации для учителей, направленные на сплочение ученического коллектива

16.09.2019
развернуть

Рекомендации для учителей, направленные на сплочение ученического коллектива

Базовая цель поведения ученика чувствовать свою причастность к жизни школы означает чувствовать свою важность и значимость. Вот как понимает назначение школы

Уильям Глассер: Если личностные потребности детей не реализуются дома, они должны реализовываться в школе. Чтобы продолжить путь к успеху, дети должны получать в школе то, чего им не достает: добрые взаимоотношения, как со сверстниками, так и с взрослыми. В этом порой надежда остается только на школу именно школа должна открыть каждому ребенку путь к реализации главной жизненной потребности осознанию себя полноценной личностью.

Чтобы помочь ребенку чувствовать свою коммуникативную состоятельность, т. е. строить и поддерживать приемлемые отношения с учителем и одноклассниками, предлагаются следующие рекомендации:

1. Создать в классе единую систему традиций и ценностей.

Для этого можно предложить детям ответить на вопросы анкеты:

Каким, по твоему мнению должен быть дружный класс?

Как сделать так, чтобы класс стал дружным?

Какие традиции есть в нашем классе?

Назови твои можно и нельзя в классе.

Какие мероприятия в классе, по твоему мнению, должны стать традиционными?

Ввести традицию обратной связи.

В конце каждой четверти и в конце года дети пишут записки, где могут задать вопрос, написать что-то наболевшее, о чем не могут сказать вслух. На основе этого педагог планирует воспитательную работу.

Создать ящик пожеланий.

Проводить как можно больше традиционных внеклассных мероприятий.

Традиция учащихся класса под названием Я пришел в этот день в этот мир.

Традиция быть всем классом всегда рядом с тем, у кого в жизни наступили трудные дни.

Традиция походов и экскурсий на природу, по памятным местам своего отечества, своей страны.

 

2. Особую работу следует вести с отвергнутыми детьми.

Попытаться привлечь их к совместной деятельности класса.

Найти для них поручения, где они раскрывали бы свои лучшие способности.

Чаще хвалить и поощрять их в присутствии класса, но делать это за конкретно выполненное ими действие или поступок.

3. Работа в группах.

На уроках можно организовать работу по подгруппам, причем в каждой должны быть как сильные, так и слабые ученики. Группа должна придерживаться принципа взаимопомощи и поддержки, должна быть мотивация на достижение, а между группами необходим момент соперничества.

4. Распределение между учащимися поручений.

Для этого ученики на доске пишут слова, которые являются знаковыми для определения будущих поручений. Затем ребята определяют, какое постоянное поручение в классе они хотели бы выполнять.

-- дежурные по классу, по школе, по этажу;

-- медицинская служба класса фиксируют пропуски занятий, сдают медицинские справки в мед кабинет, организуют посещение больных ребят;

-- библиотечная служба класса помощь в подборе литературы для сценариев классных дел, анализ читательских интересов класса;

-- дежурные по столовой и гардеробу;

-- хозяйственная служба класса;

-- служба озеленения;

-- сценарная группа и т. д.

От классного руководителя требуется лишь умелое руководство деятельностью учащихся, предоставление им свободы и самостоятельности. Классные руководители должны помочь поддерживать инициативу детей.Самое главное классный руководитель должен видеть маленький и большой успех каждого ученика в порученном ему деле и умело поощрять его.

 

Подготовил:

педагог-психолог Петрович А.В.

свернуть