2019 - 2022 гг.

Республиканский инновационный проект

«Внедрение модели STEAM-образования как средства допрофильной подготовки в учреждении образования»

Сроки реализации инновационного проекта: 2019-2022 

 

Цель инновационного проекта:
Самоопределение учащихся в выборе профиля обучения посредством STEAM-образования

Задачи инновационного проекта:
1.Разработать систему организационно-управленческих мероприятий, обеспечивающих включение педагогов в процесс реализации инновационного проекта на основе принципа коллективного управления.
2.Обеспечить научное, организационно-методическое, психолого-педагогическое, материально-техническое и информационное сопровождение на всех этапах реализации инновационного проекта.
3.Повысить мотивацию и предметные, межпредметные компетенции обучающихся к изучению предметов естественно-научного цикла, ориентировать учащихся на выбор будущей профессии инженерно-технической направленности, IT-специальностей.
4.Создать информационную и предметно-развивающую образовательную среду посредством организации деятельности STEAM-центра, направленной на развитие инженерного мышления и научно-технического творчества детей.
5.Разработать методические и дидактические материалы по эффективному внедрению в массовую образовательную практику принципов STEAM-образования и распространить эффективный инновационный опыт работы в массовую педагогическую практику.
6.Организовать работу объединений по профессиональным интересам учащихся и обеспечить их учебно-методическое сопровождение.

Научный консультант инновационного проекта:

Мещерякова Анжелика Анатольевна, старший преподаватель кафедры современных методик и технологий образования ГУО “Академия последипломного образования” Министерства образования Республики Беларусь

Рабочий телефон: +375 17 285 78 65;

E-mail: angelikameshcheryakova@gmail.com

Научно-методическое сопровождение инновационной деятельности осуществляет  ГУО “Академия последипломного образования“ Министерства образования Республики Беларусь

Научно-методическое сопровождение инновационного проекта

Информационный сайт проекта

Сайт инновационного проекта учреждения образования

 Презентация проекта

ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ОПЫТА РЕАЛИЗАЦИИ ИННОВАЦИОННОГО ПРОЕКТА

Тема инновационного проекта: Внедрение модели STEAM-образования как средства допрофильной подготовки в учреждении образования

Сроки реализации: 2019 - 2022

Адрес опыта: Государственное учреждение образования «Гимназия №2 г. Слуцка»

Руководитель: Сенькевич Светлана Андреевна, директор

 

Характеристики опыта

Описание характеристик опыта

1.

Автор опыта

Гурбо Ирина Александровна, заместитель директора по учебной работе

2.

Актуальность опыта реализации проекта

Актуальность инновационного проекта обусловлена развитием информационных технологий, в формировании информационной компетентности учащихся, умеющих использовать современные технические средства в будущей профессиональной деятельности. В современных условиях наблюдается дефицит специалистов различных наукоёмких, высокотехнологичных производств, нанотехнологий, работающих на стыке естественно-математических наук и владеющих иностранным языком. Существующие проблемы в массовой образовательной практике, препятствующие достижению высокого уровня качества образования, вскрывают наличие противоречий между:

- актуальностью образовательной проблемы адаптации человека к жизни в условиях новой высокотехнологичной и наукоемкой среды и ограниченными возможностями её решения при традиционном обучении;

- потребностью общества в эффективных методах обучения на основе интеграции естественно-математических дисциплин и иностранного языка и отсутствием такого опыта в массовой педагогической практике;

- важностью учебной активности учащихся для достижения ими высоких образовательных результатов и их пассивностью при традиционных вариантах организации образовательного процесса;

-необходимостью реализации индивидуального и дифференцированного подходов в процессе обучения школьников и ограниченными возможностями учителя для их реализации ввиду нехватки учебного времени.

Проект предлагает решение обозначенных проблем через реализацию модели STEAM-образования, в рамках которого смещаются приоритеты с обучения на учение, развитие и стимулирование креативности, развитие инженерного мышления учащихся. Ведущая идея проекта – это обучение учащихся с применением междисциплинарного и прикладного подходов. Целесообразность реализации проекта продиктована факторами, детерминирующие изменения в социокультурной ситуации, а также одной из приоритетных конкретных задач системы  образования Республики Беларусь – развитие допрофильной подготовки учащихся посредством STEAM-образования, в рамках которого смещаются приоритеты с обучения на учение, на развитие и стимулирование креативности, развитие инженерного мышления.

3.

Идея проекта

Создание условий для совершенствования системы допрофильной подготовки учащихся посредством внедрения модели STEAM-образования.

4.

Результаты реализации проекта

Реализация проекта способствовала обновлению и обогащению образовательной деятельности гимназии, повышению профессионального мастерства педагогов в области применения информационно- коммуникационных технологий.

Для координации деятельности в области формирования инновационного педагогического опыта был разработан сетевой ресурс: сайт инновационного проекта (https://sites.google.com/view/steam-rb) и каждой инновационной площадки в отдельности (https://clck.ru/dX7rq). Вопросы инновационной деятельности транслировались через сайт учреждения образования и сайт инновационной деятельности, все материалы размещались в рубрике «Методическая копилка», а в новостной ленте - информация о значимых мероприятиях проекта.

Доминирующими мотивами положительного отношения учителей, участвовавших в реализации инновационного проекта, к инновационной деятельности явились на конец реализации проекта:

мотив заинтересованности и увлеченности данной проблемой, потребность в самореализации, в успехе – 100 %;

практическая значимость исследований, их полезность в профессиональной деятельности учителя –  100% (2019 год –  80%);

стремление к повышению уровня - 100 %.

Опираясь на принципы непрерывного образования, повышение компетентности педагогов в области STEAM-образования представляет собой трехступенчатую систему, основанную на соблюдении принципов преемственности:

1.       Повышение квалификации на базе учреждений, которые осуществляют повышение квалификации в Республике Беларусь (АПО, МОИРО, Институт имени Гёте в Минске).

4 педагога гимназии (36%), участники инновационной группы, в 2019-2022  годах прошли повышение квалификации по темам, связанным с реализацией инновационного проекта.

2 педагога (18%), участники инновационной группы, в 2022 году посетили мастер-класс «Анимация для новичков: как снять мультфильм», ООО «Образовательный центр программирования и высоких технологий»;

9 педагогов гимназии (24,3%) в 2022 году прошли дистанционные курсы «ИнфоСтратегия» по созданию веб-квестов.

В ходе повышения квалификации снимается проблема использования возможностей информационных технологий в образовательном процессе. 82,7% педагогов, участвующих в реализации инновационного проекта, владеют информационными технологиями и 72% могут оказать методическую поддержку членам педагогического коллектива по вопросам использования компьютерных технологий в образовательном процессе.

В рамках инновационной деятельности были проведены учебно-исследовательские проекты: «Необычные свойства соли», «Эти чарующие ароматы», «Озорные пузырьки» (II класс), «Эти удивительные насекомые», «Здоровые зубы – красивая улыбка» (I класс), «Всплывёт или утонет?» «Секрет клея» (III класс), «Картофельная электростанция: миф или реальность?», «Яйца любят счёт», «Деревья для жизни» (IV класс), «В мире профессий» (VIII класс), «Всё о слухе и не только…» (IX класс), «Мы снимаем объяснительное видео» (VII класс), «Откуда берётся кислород?» (VII класс).

В 2020 году учащиеся IX – X классов обучались на  онлайн - STEAM - курсе "Страноведение Германии, ганзейский город Гамбург», организованном институтом имени Гёте.

С 2021 года учащиеся VII - классов изучают немецкий язык через STEAM-образование на каникулах в онлайн-лагере «Гени@льные каникулы».

Районный фестиваль исследовательских работ "Я - исследователь" (II-IV классы) Республиканский фестиваль «Волшебный мир с Calliope».

Международном онлайн - мастер-классе "Рождественский креатив с Calliope mini».

Республиканский конкурс работ исследовательского характера учащихся (2021г.)  Жук Марта, учащаяся IX класса гимназии, представила   исследовательскую работу в номинации «Немецкий язык» «Выходи играть во двор!» (руководитель Сорока Т.Г), награждена Почётной грамотой Минского государственного лингвистического университета

Республиканский конкурс работ исследовательского характера учащихся (2022 г.) Дичковская Екатерина, учащаяся XI класса гимназии, представила   исследовательскую работу «Немецкие и русские фразеологизмы с компонентами «Одежды» в лингвокультурном аспекте» в номинации «Немецкий язык» (руководитель Сорока Т.Г), диплом III степени.

Открытый международный конкурс творческих учебно-образовательных проектов «ECO LiFE - 2021», работа «Эффективность использования физиологически активных веществ на луке и чесноке», IX класс, диплом I степени, учитель Каханович И.М.

Международный интернет-проект «Профессии будущего» (2021 г.), учащиеся IX класса, 5 место, учитель Грак Н.И.

Районная олимпиада по учебным предметам: «Математика», «Русский язык», «Белорусский язык», «Немецкий язык», «История», «Химия» (IV, V - IX классы), (10 дипломов – 2020 год, 12 дипломов – 2021 год, 15 дипломов - 2022 год).

Конференция педагогических работников Слуцкого района (2020,2021). Тематическая инновационная площадка: «ИКТ в образовательном процессе» (работа  объединения по интересам "Проект с Calliope mini 2"), «Интерактивные формы и методы приобщения учащихся к наследию малой родины» (исследовательская работа на немецком языке "Открой для себя Слуцк"). 

Игра-путешествие «Моя Слутчина», II класс, Комар Н.М.

Открытое занятие объединения по интересам «В гостях у Колобка», «Девочка-весна».

Открытые уроки химии «Химические свойства солей», VIII класс, «Имунная система», IX класс.

Проект «О слухе и не только…», IX-XI классы, Каханович И.М.

Открытый урок химии «Откуда берётся кислород?», VII класс, Жупранская К.С.

Проект «Здоровые зубы-красивая улыбка», I класс, проект «Деревья для жизни»,

IV класс, Шишова Н.В.

Открытый урок немецкого языка «Вузы Беларуси», IX класс, Грак Н.И.

5.

Предоставление опыта реализации проекта

Развитию профессиональной компетенции и инновационной культуры педагогов способствовали современные формы методической работы: консультационный пункт, семинары-тренинги и семинары-практикумы «Возможности использования STEAM-подходов на учебных занятиях», методическая неделя «Панорама инновационного опыта: опыт, проблемы, перспективы», фестиваль методических наработок STEAM-образования, фестивали c Calliope mini, республиканский фестиваль «STEAM на сцене». Трансляция инновационного опыта через участие в конференции педагогических работников Слуцкого района, в НПК с международным участием «Организация проектной и исследовательской деятельности учащихся» (г. Минск), On-line фестивале  «Calliope в Беларуси».

Педагоги и руководство гимназии представили «Модель STEAM - образования в ГУО «Гимназия №2 г. Слуцка» в рамках республиканского семинара участников инновационного проекта.

Обобщение положительного педагогического опыта работы, презентации достижений педагогов в 2020-2022 г.г.:

Сорока Т.Г., учитель немецкого языка, «Использование технологии критического мышления для формирования исследовательской компетенции учащихся по немецкому языку на II ступени общего среднего образования».

Уласевич Н.В., учитель немецкого языка, «Формирование межпредметных компетенций учащихся в процессе STEAM – обучения с  Calliope Мini на уроках немецкого языка».

Кухта А.Ю., учитель русского языка и литературы, искусства, «Использование STEAM-подхода на занятиях по учебному предмету «Искусство» посредством творческих проектов».

Грак Н.И., учитель немецкого языка, «Использование STEAM- подхода для формирования языковых компетенций учащихся на уроках немецкого языка через объяснительное видео».

Методические мероприятия

Семинар-практикум в рамках районного ресурсного центра «Использование  STEAM – подхода для формирования исследовательской компетенции у учащихся по немецкому языку», 2022, Сорока Т.Г.

Семинар-практикум в рамках работы районной опорной школы по работе с одарёнными учащимися «Современные инструменты учителя в работе с учащимися», Зубович Т. А., учитель белорусского языка и литературы, Гурбо Ирина Александровна, заместитель директора по учебной работе, 2019

Семинар-практикум на РМО белорусского языка и литературы “Рэалізацыя кампетэнтнаснага падыходу на ўроках беларускай мовы праз STEAM – адукацыю», 2021, Зубович Т.А.

Выступление на РМО учителей начальных классов «STEAM – образование на учебных занятиях «Человек и мир» и во внеклассной деятельности», 2021, (Шишова Н.В.)

Выступление на РМО учителей начальных классов «Исследовательская деятельность на учебных занятиях как средство формирования ключевых компетенций учащихся» (2022), (Комар Н.М.)

Конференция педагогических работников Слуцкого района (2021, 2022): тематическая инновационная площадка: «ИКТ в образовательном процессе», (работа объединения по интересам "Проект с Calliope mini 2"), «Интерактивные формы и методы приобщения учащихся к наследию малой родины» (исследовательская работа на немецком языке "Открой для себя Слуцк", «Квілты” сетевой проект). 

Республиканский семинар «Реализация модели  STEAM-образования в ГУО «Гимназия №2 г. Слуцка» (декабрь 2021): «Як STEAM – адукацыя дапамагае вывучаць беларускую літаратуру і ўздзейнічаць на выбар будучай прафесіі?» (Зубович Т.А.), «Использование STEAM-подхода на занятиях по учебному предмету «Искусство» посредством творческих проектов» (Кухта А.Ю.), «Формирование межпредметных компетенций учащихся через использование модели STEAM – образования на уроках химии» (Жупранская К.С.), «Использование STEAM – образования для развития исследовательских компетенций младших школьников» (Шишова Н.В.), «Презентация опыта работы объединения по интересам «Умелые ручки» с использованием STEAM-подхода» (Грицкевич О.Л.), «Презентация опыта работы объединения по интересам «Программируем с Calliope mini», (Уласевич Н.В., Кудёлко В.Д.), «Программирование в визуальной среде программирования Scratch на факультативных занятиях в 6 классе» (Кудёлко В.Д.),– «Использование STEAM- подхода для формирования языковых компетенций учащихся на уроках немецкого языка через объяснительное видео». «Использование STEAM - подхода для формирования языковых компетенций учащихся на уроках немецкого языка через объяснительное видео», (Грак Н.И.)

Мастер-класс в рамках РМО учителей немецкого языка «Мы снимаем объяснительное видео» (2022), Грак Н.И.

Сайт инновационного проекта

СМИ

Сборник материалов НПК с международным участием «Организация проектной и исследовательской деятельности учащихся» (г. Минск), 20-23 апреля 2021, Уласевич Н.В., Лабкович О.М. «Формирование межпредметных компетенций учащихся в процессе STEAM-обучения с Calliope mini на уроках немецкого языка», с.189

Сборник материалов НПК с международным участием «Организация проектной и исследовательской деятельности учащихся» (г. Минск), 21-23 апреля 2022, Кухта А.Ю. «Использование STEAM-подхода на занятиях по учебному предмету «Искусство» посредством творческих проектов», с.189

6.

Распространение опыта реализации проекта

Динамическая карта «Онлайн-путешествие по предприятиям химической промышленности Беларуси», Жупранская К.С.

Интерактивный плакат «Связь между классами неорганических соединений»Жупранская К.С.

Объяснительное видео «Профессии будущего», Грак Н.И.

Сайт инновационного проекта

 

СКАЧАТЬ ИНФОРМАЦИОННУЮ КАРТУ ОПЫТА РЕАЛИЗАЦИИ ИННОВАЦИОННОГО ПРОЕКТА (34,6КБ)